Региональные продуктовые франшизы теряют позиции на фоне общего роста рынка. С начала года число магазинов «Домашкино», «Жизньмарт» и «Малинка» снизилось на 9,6−14,9%, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные Infoline.
Работу прекратили 299 объектов «Домашкино». Сеть «Жизньмарт» сократилась на 53 точки, а «Малинка» — на 18.
При этом франчайзинговый сегмент в целом растет — его развивают крупные федеральные ретейлеры, активно ребрендируя существующие точки и привлекая партнеров форматом «обратной франшизы».
Так, сети X5 и «Дикси» заметно расширяют свои франчайзинговые бренды. Количество магазинов «Около» от X5 с начала года выросло более чем в три раза: с 1 тыс. до 3,25 тыс. Сеть «Первым делом» от «Дикси» увеличилась на 11,4%, до 470 магазинов в сентябре. Единственным крупным игроком, сократившим присутствие, стал Metro (магазины «Фасоль»).
Эксперты называют консолидацию рынка закономерной: крупные сети выигрывают благодаря узнаваемым брендам, сильной закупочной позиции и стремлению увеличивать охват в условиях антимонопольных ограничений. В перспективе федеральные игроки могут ужесточить работу с партнерами, оставляя только наиболее эффективных франчайзи.
Ранее сообщалось, что спрос на франшизы продуктовых магазинов в России продолжает расти: за девять месяцев 2025 года интерес инвесторов увеличился на 21%. Лучше всего развивается формат магазинов у дома, но растет и интерес к супермаркетам и дискаунтерам.
