Sostav.ru

Карты рекламного рынка

Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot WPF
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
12.12.2018 в 15:50

Исследование: тренды труда и востребованные специальности в PR, digital, FMCG и ритейле 2018

«Обзор рынка труда и заработных плат в России в 2018 году» от международной рекрутинговой компании Hays

Международная рекрутинговая компания Hays подготовила ежегодное исследование трендов на рынке труда — «Обзор рынка труда и заработных плат в России в 2018 году» (Hays Salary Guide 2018), в котором приняли участие 4 777 сотрудников и 367 работодателей из разных индустрий. Sostav публикует главное из отчета и подробный обзор рынка труда в маркетинговых коммуникациях, PR, digital, e-commerce, FMCG и ритейле.

PR и маркетинг

В 2018 году в области PR и маркетинговых коммуникаций увеличилось количество позиций. Рост открытых вакансий в значительной мере связан с тем, что компании начинают набирать специалистов после большого сокращения в предыдущие годы. Количество временных позиций на рынке также увеличил чемпионат мира по футболу в России — ключевое событие лета 2018, которое требовало людей под связанные с ним проекты.

За прошедший год уровень зарплат в сегменте практически не изменился, тенденций к росту не наблюдается. Кандидаты сталкиваются с некоторыми трудностями в трудоустройстве: им сложнее удовлетворить свои амбиции относительно карьерного роста, разнообразия выбора брендов и индустрии. Компании, в свою очередь, чувствуют избыток хороших профессионалов на рынке, готовы долго выбирать подходящую кандидатуру и не идти на компромиссы по требованиям.

В текущем году открывались позиции специалистов и менеджеров, а также позиции управленческого уровня. В первую очередь это роли менеджера/специалиста по связям с общественностью, руководителя по коммуникациям, менеджера по маркетинговым коммуникациям и медиаменеджера.

Компании стали уделять большое внимание внутренним коммуникациям: тому, как сотрудникам транслируются изменения внутри компании и ее ценности. В связи с этим управление внутренними сообщениями для компании стало включаться в требования ко всем позициям топ-уровня в PR. Менеджер по внутренним коммуникациям, в зависимости от уровня компании, а также имеющегося опыта и компетенций, может рассчитывать на зарплату от 120 до 220 тыс. рублей гросс, руководитель этого направления — от 200 до 300 тыс. рублей гросс ежемесячно.

Требования к роли медиаменеджера претерпели значительные изменения за последние годы. Ранее ключевым требованием было управление медиамиксом во всех рекламных каналах, в первую очередь на телевидении, но сегодня на позиции медиаменеджера востребованы интернет-маркетологи с медийным опытом. Медиаменеджер, удовлетворяющий необходимым требованиям, в среднем в международной компании получает заработную плату от 150 до 230 тыс. рублей гросс, а медиадиректор — от 250 до 320 тыс. рублей гросс.

Марта Годзина, руководитель практики Luxury, Digital & MarCom международной рекрутинговой компании Hays:

«В 2018 году мы отмечаем новые требования на должности топ-менеджеров в PR. Это компетенция антикризисных коммуникаций, возможность минимизировать репутационный ущерб от чрезвычайной ситуации и умение формировать корректные ключевые сообщения для общественности и журналистов. Также в связи со значительным ростом digital-канала во всех индустриях работодатели ожидают от специалистов соответствующей экспертизы. Важны умение работать с цифровым контентом, навыки анализа, планирования и оценки эффективности кампании в любом канале коммуникации».


Digital & E-commerce

В 2018 году рынок труда в сфере Digital & E-commerce продолжил свое стремительное развитие, увеличил спрос на специалистов в этой области и продемонстрировал заметный рост среднего уровня заработных плат.

Еще несколько лет назад были востребованы специалисты высокого стратегического уровня, но в настоящее время идет более активный набор специалистов среднего и начинающего уровней. Технологии стремительно развиваются, отделы внутри компании разрастаются — у сотрудников появляется более узкая специализация.

Наиболее востребованы в настоящее время специалисты, обладающие компетенциями в планировании и проведении рекламных, медийных и performance-кампаний: контекстная реклама, медийная и баннерная реклама, реклама в социальных сетях, OLV, таргетированная реклама, программатик, CPA (опыт работы с Я.Директ, Google Adwords, myTarget). Отслеживание эффективности РК (Google Analytics, Яндекс.Метрика). SMM-специалисты в крупных международных компаниях, в зависимости от опыта и компетенций, получают зарплату от 100 до 180 тыс. рублей гросс, а менеджеры по интернет-рекламе — от 150 до 250 тыс. рублей гросс.

Большой спрос также был на digital-специалистов с навыками работы с CRM-системой (внедрение платформы, аналитика и сегментация базы), программой лояльности (запуск программы лояльности, промомеханик с целями по лояльности), инструментами direct-маркетинга (e-mail и другие рассылки). CRM-менеджер или менеджер по программам лояльности, в зависимости от опыта работы и размера компании, могут рассчитывать на заработную плату от 120 до 200 тыс. рублей гросс, а руководитель направления — от 220 до 350 тыс. рублей гросс ежемесячно.

Анна Чехова, управляющий консультант направления Digital & MarCom международной рекрутинговой компании Hays:

«Digital-кандидаты сейчас чрезвычайно востребованы. Опыт в этой области в среднем стоит дороже, чем опыт в других каналах, поэтому уровень зарплат «перегрет». Кандидаты, как правило, имеют возможность переходить на новые позиции с повышением. Digital — одно из немногих направлений, где востребованы фрилансеры и проектная или удаленная форма занятости даже в сегменте крупного международного бизнеса. Можно с уверенностью сказать, что область Digital & E-commerce продолжит стремительно развиваться в ближайшие годы и спрос на квалифицированных специалистов будет увеличиваться, если российская экономика не столкнется со значительными кризисными явлениями».


FMCG

В 2018 году в сфере FMCG традиционная торговля продолжает сокращать свое присутствие на рынке, переходя к использованию новых бизнес-моделей, улучшению и оптимизации ассортимента, а также к удачным экспериментам с новыми форматами и концепциями магазинов. По итогам I квартала 2018 года на сетевой ритейл пришлось 75% оборота FMCG-товаров, на традиционную розницу — 25%.

Слияние крупных компаний влечет за собой появление на рынке большого количества кандидатов на маркетинговых позициях. Как следствие, этот рынок становится клиентским.

Разработка новых продуктов требует привлечения Innovation-менеджеров, которые отвечают за весь процесс — от идеи до постановки продукта на полку. Таких специалистов на данный момент на рынке немного. В зависимости от требований, они могут рассчитывать на зарплату от 120 тыс. рублей гросс на позиции специалиста и 300 тыс. рублей гросс на должности руководителя.

Для оптимизации внутренних структур и процессов в настоящее время все более востребованы Business Intelligence Manager, Route-to-Market Manager, Strategic Planner, Sales Force Effectiveness Manager и др. Задача этих позиций — сбор и анализ информации для обеспечения быстрого принятия управленческих решений в продажах. Такие роли объединяют в себе функции анализа трендов рынка, конкурентов, анализа и прогнозирования продаж, а также стратегического планирования. Стоимость таких специалистов, в зависимости от уровня, может варьироваться от 170 до 350 тыс. рублей гросс.

Ирина Анисимова, руководитель направления FMCG международной рекрутинговой компании Hays:

«Сегодня на рынке труда в сфере FMCG прослеживается тенденция интеграции кандидатского поля FMCG в различные рынки и сферы, такие как фармацевтика, IT, компании, производящие потребительскую технику и электронику, luxe-направление и многие другие. Крупные компании из других областей, в свою очередь, активно рассматривают кандидатов из FMCG. Это дает потенциальным работодателям прекрасную возможность увеличить кандидатское поле и одновременно получить свежий взгляд, новые подходы к работе и дополнительную экспертизу».


Ритейл

Ключевая тенденция на рынке ритейла в 2018 году — развитие e-commerce и омниканальности. Большая часть ритейлеров запускает онлайн-продажи, а покупатель все чаще готов заказывать онлайн даже те товары, которые раньше продавались только офлайн.

В продуктовом ритейле формируется культура smart-шопинга, когда покупатель заранее планирует свои покупки и выбирает лучший товар по самой выгодной цене. Один из трендов последних лет — перетекание покупателей из гипермаркетов и супермаркетов в магазины «у дома», так называемые дискаунтеры. Еще один тренд в продуктовом ритейле — фокус на повышение уровня сервиса для покупателя: улучшение внешнего вида магазина, значительное расширение зоны свежих или фермерских продуктов.

Рынок вакансий в ритейле живой и динамичный. Компании меняются, подстраиваются под рыночную и экономическую ситуацию. Растет спрос на профессионалов, способных проводить большие изменения в бизнесе (change management), в том числе автоматизацию процессов.

В направлениях e-commerce, omnichannel, digital и big data рекрутинговая активность заметно выше, чем в других. Компании продолжают автоматизировать процессы и изучать покупателя с помощью больших данных, поэтому количество вакансий в этих областях в следующем году также будет увеличиваться.

На рынке наблюдается нехватка специалистов в классических для ритейла подразделениях: закупки, управление ассортиментом и операции/продажи. В 2018 году менеджер категории московского офиса компании получал заработную плату от 120 до 250 тыс. рублей гросс, в зависимости от уровня ритейлера, а также личного опыта. Руководитель группы категорий мог рассчитывать на зарплату от 180 до 300 тыс. рублей гросс.

Николай Перевоз, руководитель направления Retail международной рекрутинговой компании Hays:

«Мы отмечаем, что работодатели все чаще готовы рассматривать кандидатов из других отраслей, например из FMCG, Telecom или прочих ритейл-направлений. Также редкие специалисты — позиции на стыке информационных технологий и бизнеса, связанные с инновациями, управлением большими данными, электронной коммерцией. Этим профессионалам работодатели готовы переплачивать, их зарплаты продолжат расти в следующем году».


Главные тренды рынка труда России

В 2018 году 2/3 респондентов — 69% - задумывались о смене работы в последние 12 месяцев. Основные причины, которые называют респонденты, — это неудовлетворенность текущим финансовым положением (37%), отсутствие возможностей для профессионального роста (15%) и невозможность карьерного роста (13%). В будущем тенденция сохранится, т. к. 68% респондентов собираются искать работу в ближайшее время, а из них 27% занимаются активным поиском уже сейчас.

Одна из основных тенденций, которая прослеживается уже не первый год и будет только обостряться в ближайшем будущем, — нехватка квалифицированных профессионалов. Более трети работодателей — 38% - считают, что на рынке очень не хватает квалифицированного персонала. Почти половина — 46% - компаний заявляют, что им недостает квалифицированных кадров для редких или новых функций, и только 16% организаций считают, что на рынке достаточно квалицированных кандидатов.

Нехватка профессионалов может возникать из-за того, что не все еще умеют быстро адаптироваться к изменениям и проявлять максимальную гибкость. В настоящее время каждый специалист должен фокусироваться на своей профессиональной уникальности и постоянно самосовершенствоваться в новых технологиях.

56% работодателей увеличили свой штат в 2018 году: из них 40% расширили штат от 1 до 10%, 11% - на 11−25% и еще 4% компаний — на 25% и более. 48% организаций утверждают, что текучесть кадров у них не изменилась, т.е. осталась на прежнем уровне по сравнению с 2017 годом.

81% респондентов хотят работать по гибкому графику. Это еще на 4% больше, чем в прошлом году. 73% привлекает возможность выбирать удобные часы работы, 71% хотели бы работать из дома какое-то время или хотя бы один день в неделю, а еще 14% респондентов желают работать неполный рабочий день. Многие работодатели готовы идти навстречу своим сотрудникам. Половина компаний — ровно 50% - готовы предоставить различные возможности гибкого графика. Из них почти все — 95% - предлагают гибкий график и право выбирать часы работы, 67% не против удаленной работы, а еще 30% согласны на неполный рабочий день.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.