01.02.2012

Nokia: перезагрузка или «лебединая песня»?

Финский производитель потерял лидерские позиции на мировом уровне, но пока удерживает их на российском рынке. Чего ждать дальше?

Nokia: перезагрузка или «лебединая песня»?
Фото с сайта websplash.ru

Одного года хватило компаниям Samsung и Apple, чтобы занять главенствующие позиции на мировом рынке смартфонов. Столько же понадобилось компании Nokia, чтобы его потерять. Отгрузки некогда крупнейшего производителя смартфонов по итогам 2011 года упали более чем на 20%. При этом доля компании на рынке снизилась в два раза: с 33,4% в 2010 году до 15,8% в 2011. Однако аналитики не рекомендуют сбрасывать со счетов свергнутого с пьедестала игрока.

Samsung vs Apple

Противостояние двух гигантов мирового рынка смартфонов – компаний Apple и Samsung – плавно перетекло в 2012 год и ознаменовалось новыми исками. В середине января Apple вновь подала в суд на конкурента в Германии с требованием запретить продажи Galaxy S Plus и Galaxy S II. Напряжение между корпорациями возрастает и оттого, что по итогам 2011 года конкурентов разделяют лишь 0,9% по долям на рынке.

Согласно данным, опубликованным агентством Strategy Analytics, по итогам года Samsung все же вырвался в лидеры рынка смартфонов, захватив долю в 19,9%, в то время как Apple, наступая на пятки азиатскому производителю, заполучил 19% рынка. «Яблоко» уступило компании Samsung по объемам отгрузок продукции.

Глобальный рынок смартфонов вырос за год на 54%, а в четвертом квартале было продано рекордное количество смартфонов – 155 миллионов

Однако это обстоятельство не помешало капитализации Apple в январе превысить ВВП таких стран как Греция, Австрия, Аргентина и ЮАР, достигнув отметки в 400 миллиардов долларов, а также получить рекордную прибыль за четвертый квартал 2011 года – 13 миллиардов долларов.

В отличие от своих успешных конкурентов финская Nokia, всего за год до этого занимавшая более 30% рынка, провела год в отчетах об убытках. Доля бывшего лидера в 2011 году составила 15,8%, а убыток на конец года – более 1 миллиарда евро против 1,343 миллиарда евро чистой прибыли в 2010 году.

«Доля смартфонов Nokia сократилась вдвое с 2010 года. Скудное портфолио сенсорных смартфонов и слабая представленность на огромном рынке США стали причинами падения показателей компании в прошлом году, - комментирует Том Канг, директор Strategy Analytics. - Партнерство Nokia и Microsoft будет находиться под пристальным вниманием, вся индустрия будет наблюдать, какими темпами обе компании смогут развиваться на рынке 4G».

Глобальные отгрузки смартфонов за 4-й квартал 2011 год

Nokia: перезагрузка или «лебединая песня»?
Источник Strategy Analytics


В еще более затруднительном положении оказалась компания Motorola Mobility, которая потеряла в 2011 году 249 миллионов долларов против 86 миллионов долларов в 2010. Компания связала свои убытки с расходами, направленными на предстоящее слияние с Google.

«Мы по-прежнему находимся под напряжением от предполагаемого слияния с Google и продолжаем фокусироваться на создании инновационных технологий», - заявил председатель и главный исполнительный директор компании Motorola Mobility Санджай Джа, комментируя результаты деятельности компании.

Nokia теряет Россию

Несколько лучше сложилась для Nokia ситуация на российском рынке. Как сообщили Sostav.ru в агентстве Telecom Daily, по предварительным итогам 2011 года финский производитель смартфонов продолжает удерживать лидерство в РФ, занимая долю в 44% в натуральном выражении. Но сказать, что Nokia крепко стоит на ногах на местном рынке нельзя, ведь годом ранее компания контролировала 63% рынка.

Пока финны реорганизуют бизнес, пытаясь хоть как-то удержаться на плаву, Samsung стремительно завоевывает российского покупателя. Доля компании в натуральном выражении за прошлый год увеличилась на 19% и составила 29%, оставив позади HTC (доля 9%) и Apple (доля в 6%). В ноябре азиатской компании удалось обогнать Nokia и по продажам.

Продажи мобильных телефонов, включая смартфоны, на российском рынке превысили 40 миллионов штук (32 миллиона в 2010 году). Из них более 7,7 миллиона – смартфоны (3,8 миллиона в 2010 году). В штучном выражении доля смартфонов составила 22%, а в денежном выражении - более 55%. Выручка от продажи смартфонов в 2011 году составила более 85 миллиардов рублей, в 2010 году эта сумма равнялась 47 миллиардам

«В России по-прежнему сильна любовь к бренду Nokia. В прошлом году продажи iPhone 4S в России не вызвали того ажиотажа, который наблюдался, к примеру, в США, - комментирует гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков. - Есть большая вероятность, что Samsung станет лидером на российском рынке в 2012 году. Для компании Nokia наступили не самые лучшие времена, но я не вижу причины говорить о возможном крахе финского производителя. Он вряд ли повторит судьбу Motorola и Phillips, которые практически не представлены сейчас ни на российском, ни на мировом рынках смартфонов. Компания допустила ряд стратегических ошибок. Более удачным шагом для компании, по моему мнению, мог бы стать переход на ОС Android, которая уже сейчас занимает лидерские позиции на российском рынке. Решение перейти на Windows Mobile было скорее политическое. Я думаю, что серьезные структурные изменения, которые произойдут в компании в течение 2012 года позволят Nokia укрепить позиции».

Пока что аналитики не спешат делать выводы о дальнейшей судьбе Nokia: вошла ли компания в период перезагрузки или же понесенные убытки и попытки компании если не вернуть лидерство, то хотя бы остаться в тройке крупнейших игроков мирового рынка смартфонов, станут «лебединой песней» для финского гиганта.

Читать также:

SOSTAV.RU: Apple стала дороже Греции

Наталья Малютина, Sostav.ru