16.09.2011

В России набирает обороты новый формат торговли "дрогери"

Потенциальная емкость столичного рынка для такого формата - около двух тысяч магазинов

В последние несколько лет в России начал активно развиваться формат торговли – дрогери. В западных странах он распростренен довольно широко. Площадь такого магазина составляет в среднем 200 квадратных метров, в ассортимент включены товары, не требующие особых условий хранения: бытовая химия, косметика, средства гигиены, бижутерия и другие, что в известной степени противоречит этимологии названия формата (дрогери – «аптечный магазин»).

В России данный формат пока малоразвит. На рынке страны не наберется и десяти дрогери-сетей. В качестве наиболее ярких примеров можно назвать сети «Ол!Гуд» и «Подружка».

Несколько торговых точек формата дрогери есть и у аптечных сетей «36,6», «Ригла», но, как показала практика, расширять их компаниям невыгодно из-за низкой проходимости, высоких арендных ставок и ограниченного законодательством ассортимента.

Новый подход, позволяющий снизить затраты и увеличить прибыль, продемонстрировала компания «Леотон Фарма», заключившая соглашения на реализацию парафармацевтической продукции с несколькими крупными ритейлерами. В супер- и гипермаркетах «Ашан», «Седьмой континент», «ГиперГлобус» компания планирует открывать собственные отделы, в которых потребители смогут купить витаминно-минеральные комплексы, биологически активные добавки к пище, лечебную косметику и средства домашней аптечки. Причем, это будут не просто полки с продукцией компании, а специально оформленные стенды под названием «Мир Здоровья». Все покупки из отдела будут для удобства покупателей производиться через кассу супермаркета.

Вчера состоялось открытие отдела «Мир Здоровья» в гипермаркете «НАШ», принадлежащем сети «Седьмой континент». До конца текущего года компания планирует разместить отделы в 300 сетевых магазинах Москвы, Санкт-Петербурга и других субъектах РФ. Компания характеризует проект как социально-ориентированный, призванный «сделать здоровье и красоту доступными для всех россиян».

Выбор такого формата профессор Татьяна Пилат объясняет тем, что традиционные аптеки сегодня воспринимаются потребителями как территория «нездоровья».

«Тем временем, спрос на здоровый образ жизни продолжает расти, как и потребность рынка в доступных и удобных для потребителя местах продаж товаров для красоты и здоровья, - говорит Татьяна. - Логичнее всего решение этой задачи укладывается в формат дрогери, но не в отдельных, а в уже привычных для покупателя торговых точках – таким решением и является проект «Мир Здоровья».

Согласно бизнес-проекту, объем инвестиций на период start-up составляет 30 миллионов долларов, срок окупаемости - 3 года. Планируется, что рентабельность проекта на конец периода составит 5%.

Представители ритейла охотно пошли на сотрудничество с компанией.

«Мы давно рассматривали возможность работы в формате store in store, - сообщает Сергей Ключенков, директор по маркетингу компании «Седьмой Континент». - «Мир Здоровья» идеально вписывается в нашу концепцию эффективной организации торгового пространства. Парафармацевтическая продукция востребована, а с сегодняшнего дня она стала еще и доступной».

При этом с трудом можно сказать, что до этого подобная продукция была менее доступна. Гендиректор DNS Group в России Сергей Шулак сообщает, что по сути, такой проект назвать новым сложно. Витамины, БАДы, лечебную косметику компании продавали в крупных супермаркетах и раньше. Единственное, что отличает проект – более систематизированная подача товара, попытка выделиться на фоне конкурентов.

«Работа через ритейл – правильное решение, - считает Сергей Шуляк. – Гипермаркеты имеют большую проходимость, поэтому, как показывает практика, реализация парафармацевтической продукции через торговые сети дает ощутимую прибавку к прибыли».

В целом, по мнению аналитиков, ниша дрогери в России пока развита слабо, но при этом очень перспективна. По некоторым данным в Москве насчитывается около 250 магазинов формата дрогери, притом, что потенциальная емкость столичного рынка - около 2 тысяч магазинов. Общий потенциал этого сегмента эксперты оценивают в 15-20 тысяч магазинов по всей России.