Иллюстрация РИА Новости

 

Столичное управление Федеральной антимонопольной службы вновь приветствует читателей на страницах Sostav.ru. В прошлом году мы уже успели рассказать вам о многих ярких и интересных делах из практики московского антимонопольного органа. Это были истории про незаконную рекламу алкоголя, недобросовестное использование чужих товарных знаков, мелкий и нечитаемый шрифт в рекламе и даже массовая атака на москвичей со стороны одной из фирм. В этом году нас ждет еще больше полезной информации о том, как не попасться на рекламные уловки, как отличить законную рекламу от незаконной и, конечно же, как защитить и отстоять свои права перед лицом недобросовестных рекламодателей.

Сегодня мы решили поделиться с вами итогами плановой проверки одного из крупных столичных издательств, которая в прошлом году была проведена сотрудниками ведомства. И, как следствие, уберечь всех, кто связан с миром печатной рекламы, от совершения грубых ошибок.

Cosmopolitan, HARPER’S BAZAAR, Esquire, Домашний Очаг и многие другие …уверены, вы уже догадались, о каком издательстве идет речь – проверяли мы издательство «Фэшн Пресс». И вот на днях рассмотрение всех дел завершилось, и мы можем подробно рассказать обо всех выявленных нарушениях, которых, к слову, было немало, более того, не только со стороны издательского дома. Еще в прошлом году ведомство возбудило сразу 48 дел в отношении «Фэшн Пресс» по признакам нарушения рекламного законодательства, по двум из них рассмотрения были прекращены.

Условно, все нарушения можно разделить на несколько тематических групп. Так, 28 из рассмотренных дел касаются нарушения ст.16 Закона о рекламе – а именно размещение рекламных макетов без специальных пометок «на правах рекламы» или «реклама». Например, на страницах журнала HARPER’S BAZAAR в рубрике «MUST-HAVE» были размещены рекламные макеты духов, часов, ювелирных изделий, женской обуви, солнцезащитного крема и блесков для губ без соответствующих пометок. А в журнале Домашний Очаг Good Housekeeping были обнаружены «редакционные материалы», посвященные целебным травам и рецептам из сыра, сопровождающиеся рекламными вставками зубной пасты с алтайскими травами и сыра.

Вы спросите, а что же в этом такого? Если я читаю статью о региональных достопримечательностях, почему я не могу узнать, какие торговые марки существуют на данной территории и какие продукты они производят? Конечно можете! Просто в таком случае под красочным логотипом ТМ обязательно должна присутствовать пометка, сообщающая читателю, что это реклама. Дело в том, что у журналов, которые не претендуют на звание «рекламных изданий», существует лимит на размещение рекламных макетов, не более 40% от объема всего номера. Именно поэтому, в обоснование всех выявленных нарушений наш издатель рьяно ссылался на то, что все рубрики рассказывают читателям лишь об уникальных свойствах товара, и в них отсутствуют какие-либо рекламные составляющие. Почему издатель отрицает, что это реклама? – Думаем, здесь все понятно и без слов.

Как резонно замечает заместитель руководителя Московского УФАС России Ирина Климкина: «Реклама – это, по существу, привлечение внимания потенциального потребителя к товару. И иногда СМИ, пытаясь обойти закон, именуют рекламу товаров и услуг «обзорами», «информационными и аналитическими материалами», «авторскими рубриками» и т.п. Однако такие «обзоры» направлены исключительно на стимулирование сбыта продукции, так как рассказывают о её положительных качествах и характеристиках, фактически являются сигналом к приобретению потребителем рекламируемой продукции».

А вот пример одного из наиболее грубых нарушений: в журнале Robb Report мы обнаружили материал о путешествии в Аргентину, посвященный конкретным сортам и маркам аргентинского вина. Обзор сопровождался изображением бутылок и текстом, описывающим исключительно положительные качества напитка. Напомним, что в нашей стране полностью запрещена реклама алкоголя, за исключением рекламы в местах продаж.

Журнал Esquire рекламировал спортивное приложение, а Домашний Очаг - кулинарное приложение и известный интернет-магазин (похожая реклама была размещена и в журнале Cosmopolitan). По закону такая реклама должна сопровождаться возрастной маркировкой, которой, к сожалению, сотрудники Московского УФАС России не обнаружили. Как следствие – еще 4 нарушения со стороны издательства.

Реклама биологически активной добавки без предупреждения о том, что средство не является лекарством, была найдена в журнале Домашний Очаг. Еще одним нарушением стало использование в рекламе образа медицинского работника.

«Выявленные нарушения являются типичными для рекламы в печатных изданиях. Антимонопольный орган уже не впервые за последние годы обнаруживает в глянце рекламу алкоголя, замаскированную под «обзоры», рекламу отдельных товаров в виде журналистских статьей и редакционных материалов без сопровождения пометкой «реклама». К слову сказать, это одно из самых частых нарушений рекламного законодательства на территории Российской Федерации. А в последнее время к этим правонарушениям добавилось и отсутствие пометки с возрастной классификацией в рекламе информационной продукции», - отмечает начальник отдела контроля за рекламной деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции Павел Олейник.

В защиту издательского дома хочется сказать, что не во всех случаях нарушителем закона выступало непосредственно «Фэшн Пресс». Речь идет о таких нарушениях, как, например, реклама лекарственного препарата от компании ООО «АЛВИЛС», гарантирующая положительные свойства препарата и его эффективность (реклама размещалась в журнале Cosmopolitan). В данном случае, рекламораспространитель (издательство) не несет ответственности за содержание рекламного материала. За «безапелляционную эффективность» отвечает непосредственно тот, кто эту рекламу издательству предлагает.

Еще одним из часто встречающихся нарушений со стороны рекламодателей стало нарушение п.1 ч.2 ст.5 (некорректное сравнение себя с конкурентами), а также п.1 ч.3 ст.5 (использование в своей рекламе таких качественных прилагательных как «самый», «лучший» и т.д. без объективного подтверждения своих слов) Закона о рекламе.

Одним словом рекламодателям необходимо всегда помнить о золотом правиле двух Д. Реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Резюмируя все изложенное, подведем итог: всего в ходе проверки издательства «Фэшн Пресс» сотрудниками антимонопольного органа были установлены факты нарушения рекламного законодательства более чем в 80 рекламных макетах. По всем вынесенным 46 решениям издательству выданы обязательные для исполнения предписания о недопущении размещения подобной рекламы в дальнейшем, в 11 из случаев предписания выданы и организациям – рекламодателям. В настоящее время часть дел находится в отделе административных производств Московского УФАС России. В соответствии с ст. 14.3 КоАП РФ штраф для юридических лиц составляет от 100 до 500 тысяч рублей.

Дорогие читатели, издатели, рекламодатели! Надеемся, что история проверки издательства «Фэшн Пресс» послужит для вас примером. Никакие коммерческие выгоды от размещения «дополнительной» рекламы не покроют тот ущерб, который издатели наносят своему читателю, все больше и больше навязывая ему скрытую рекламу. А вы, дорогие читатели, если заметили, что рекламы в вашем любимом журнале стало подозрительно много или вы нашли нарушение в самом содержании рекламы - зафиксируйте факт недобросовестной рекламы (сделайте скан или фотографию журнальной страницы с нарушением, обложки издания, запишите его выходные данные) и смело отправляйтесь в Московское УФАС России. Сотрудники Управления всегда готовы помочь отстоять ваши права и объяснить нарушителю, почему он неправ. Помните, честная конкуренция рождает честные предложения потребительского рынка.

P.S. А пока мы готовимся к возбуждению дел по признакам нарушения рекламного законодательства в отношении издательства Аxel Springer Russia, выпускающего Forbes, GEO и OK, но это уже совсем другая история, о которой мы расскажем в следующих выпусках рубрики «Глас УФАС».

Текст: Татьяна Шибанова, пресс-секретарь Московского УФАС