Столичное управление Федеральной антимонопольной службы продолжает знакомить читателей Sostav.ru с наиболее интересными делами из практики московского антимонопольного органа в рамках рубрики «Глас УФАС». В сегодняшнем материале мы решили рассказать не просто о нарушении рекламного законодательства, а о целой цепочке нарушений, даже рекламной атаке, которая привела к огромному количеству обманутых граждан, большинство из которых оказались пенсионерами. Сегодня мы снимем маску с дистанционного продавца компании ООО «Русбьюти» и расскажем, что же необходимо предпринять, если однажды вам «посчастливится» стать «Главным победителем».

Согласитесь, как приятно было бы в один прекрасный день, спеша по своим делам, взять газетку, чтобы дорога до места назначения была не столь утомительна, а открыв ее, обнаружить, что вы стали обладателем новенького представительского автомобиля или денежного приза с внушительным количеством нулей… «Как?! Не может быть, бесплатный сыр бывает только в мышеловке!», - мы уже слышим слова вашего недоверия. Однако, именно тот самый «сыр» и заманивает доверчивых потребителей в «рекламную мышеловку». Именно так и случилось с одним из наших заявителей. Пожилой мужчина - инвалид Великой отечественной войны 2ой группы и ветеран труда, на страницах одной из газет наткнулся вот на такое объявление: «Внимание! Суперприз 2014 года: внедорожник BMW X3 стоимостью 2 500 000 рублей до сих пор не вручен! Станьте хозяином нового автомобиля!».

А для того, чтобы понять, стали вы победителем или нет, необходимо было произвести небольшие математические вычисления, а именно: взять две последние цифры года, в котором вы родились, и добавить возраст, достигнутый в 2014 году. А если уж в результате всех этих манипуляций получалось число 114, бинго! Вы – победитель, немедленно позвоните по указанному телефону, и мы вручим вам приз или 2,5 миллиона рублей на ваш выбор! (Стоит отметить, что число 114 получается при сложении указанных значений практически у большинства лиц, родившихся до 1999 года) Не удивительно, что после такого неожиданного известия, мужчина тут же позвонил организаторам акции - компании ООО «Русбьюти», даже не подозревая, что за этим последует дальше…

А дальше началась череда обнадеживающих писем и звонков, затем пенсионера просто завалили каталогами с предложениями всевозможных товаров. Самое интересное выяснилось уже потом … на самом деле гражданин, получивший в результате арифметических вычислений число 114, может получить только товарный каталог. При этом он не становится не только «главным победителем», но и даже участником акции, поскольку для этого необходимо заказать и оплатить товар из каталога. Практика показывает, что одного купленного товара для организаторов никогда не бывает достаточно. С каждым новым заказанным продуктом, «победителю» высылают все новые и новые красочные буклеты, по которым также необходимо выбрать и оплатить еще один понравившийся товар. И таких каталогов может быть огромное количество, ведь вера человеческая и убежденность в том, что «Я уже победитель, я выиграл 2,5 миллиона рублей! С меня не убудет, если закажу сейчас на тысячу вон тот прибор для сушки носков…». Тысяча, потом две, три и вот так незаметно пенсионер уже заказал товаров на кругленькую сумму, а своего обещанного приза так и не получил. Самое страшное, что когда пенсионер, одумавшись, все-таки перестает совершать покупки по горекаталогам, ему тут же приходит грозное письмо от организатора акции «Последний шанс получить ваш приз!» с еще одним указанием на необходимость выбрать и оплатить товар из каталога. Одним словом, цепочка «главный победитель - приз - каталог – оплата товара» может не закончиться никогда, сколько бы товара вы не заказали.

Помните, какой именно приз обещали организаторы акции? Новый BMW X3 или его денежный эквивалент. Так вот такой приз в виде автомобиля вовсе не был предусмотрен Правилами самой акции. Следовательно, участник мероприятия фактически не мог самостоятельно выбрать вид вручаемого приза.

Разбираясь во всех нюансах работы компании «Русбьюти», хочется рассказать об их действительно реалистичных методах воздействия на потребителей. Помимо яркой многообещающей рекламы, они часто прибегают к использованию «самых настоящих сертификатов победителей», при этом указывая в таких сертификатах имена и фамилии получателей, но только вот одна ремарка: сбоку или на обратной стороне мелким шрифтом будет написано примерно следующее «Образец сертификата» или «Сертификат является рекламой» и т.д. Пенсионер, который видит на бумаге свои инициалы и сумму выигрыша, вряд ли уже станет искать что-то на обратной стороне. Еще одной уловкой, которой любят пользоваться нарушители – это письма, написанные лично генеральным директором компании медиумом и ясновидящим, а именно господином Жаном Грандером. Мужчина якобы от руки на родном французском языке пишет проникновенные письма о том, что он решил передать вам крупную сумму денег, так как его видения четко показали, что именно вы в них очень нуждаетесь. А чтобы не упустить свою удачу, находчивый француз предлагает купить один из магических талисманов из прилагаемого к письму каталога, который уже заряжен специально для вас.

На самом деле, для хорошего маркетолога не составляет особо труда придумать и воплотить в жизнь любое красочное и заманчивое стимулирующее мероприятие. Во всех описанных примерах главным стимулирующим фактором является желание каждого из нас быстро и легко заработать как можно больше денег или получить внушительный приз. По сути, представители ООО «Русбьюти» никого не обманывают, обещая заоблачные выигрыши. Если внимательно прочитать сноски на рекламе выигрыша BMW X3 становится ясно, что мероприятие проводится с целью продвижения новых товаров по почтовым каталогам, а «Главный приз» будет вручен лишь одному счастливчику при условии, что общая сумма его заказа по каталогам будет в несколько раз выше других таких же «Главных победителей». Выходит, ты можешь заказать товаров хоть на сумму выше обещанного приза, а в итоге так и не станешь тем счастливчиком, который купил самое большее количество товара, ведь, возможно, кто-то купил товаров на 100, а может и на 1000 рублей больше.

В подобной ситуации очень сложно доказать вину организаторов, которые хоть и информируют участников акции обо всех ее условиях, но делают это максимально неприметно.

Сотрудникам Московского УФАС России совместно с Прокуратурой северного административного округа города Москвы удалось свести все ниточки воедино и доказать вину ООО «Русбьюти» по п. 15 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

«В указанной рекламе намеренно искажен смысл, что вводит потребителей в заблуждение. К нам и раньше поступали жалобы на подобные рекламные акции. Социально незащищенные слои граждан (пенсионеры, в большинстве случаев) верили печатному слову: «Ведь в газете написано, что я главный победитель» - и в результате попадались на уловки». Что касается самого приза, автомобиля, его и вовсе не существовало, таким образом, организаторы опять-таки вводили доверчивых потребителей в заблуждение. За все это мы и наложили на компанию штраф в размере 150 000 рублей. Однако, суммы штрафов могли бы быть гораздо больше. К сожалению, некоторые заявители присылают нам либо сами товарные каталоги, либо именные сертификаты. В данном случае, это не является рекламой, и признать вину Русбьюти мы не можем. Поэтому, если вы стали жертвой мошенничества, присылайте нам непосредственно фотографии рекламы в газете или журнале», - отмечает заместитель руководителя Московского УФАС России Ирина Климкина.

Дорогие читатели, подводя итог всему вышесказанному, хочется призвать вас быть бдительными и как можно более внимательными. Если однажды на страницах газет вы увидите заголовок «Вы стали нашим главным победителем», сначала тщательно изучите все то, что написано уже не столь ярко, а порой и вовсе незаметно. И ни в коем случае не перезванивайте по указанным телефонам, не отправляйте по почте никаких согласий на обработку ваших персональных данных, ведь организаторы ждут только этого, а дальше профессиональные психологи и манипуляторы не заставят себя долго ждать. Ваш почтовый ящик будет ломиться от всевозможных объявлений о выигрышах и, конечно же, от товарных каталогов. Нельзя допускать, чтобы пенсионеры по всей стране ждали и надеялись на получение приза, так и продолжая делать заказы, еще больше одаривая недобросовестных рекламодателей. Вместе мы сможем положить конец цепочке злостных нарушений. Зафиксируйте факт недобросовестной рекламы (фотография рекламы, скан газетной страницы) и смело отправляйтесь в Московское УФАС России, сотрудники Управления всегда готовы помочь отстоять ваши права и объяснить нарушителю, почему он неправ. Помните, честная конкуренция рождает честные предложения потребительского рынка.

Текст: Татьяна Шибанова, пресс-секретарь Московского УФАС