Столичное управление Федеральной антимонопольной службы продолжает знакомить читателей Sostav.ru с наиболее интересными делами из практики московского антимонопольного органа в рамках рубрики «Глас УФАС». В сегодняшнем материале речь пойдет о достаточно распространенном нарушении рекламного законодательства, а именно об использовании недобросовестными рекламодателями мелкого и трудночитаемого шрифта в своих рекламных плакатах или макетах.

Давайте представим такую ситуацию: вы уже давно задумались о покупке нового автомобиля или, например, вы счастливый выпускник автошколы и уже готовы к приобретению своего первого в жизни автотранспортного средства. Как правило, такие покупки не делаются спонтанно, а только после тщательного мониторинга рыночных цен, обоснований плюсов и минусов тех или иных марок машин и качественных характеристик, одним словом, каждый человек перед совершением такой серьезной покупки основывается на своих личных предпочтениях и скрупулёзно изучает все детали.

Однако, к сожалению, у нас не всегда есть финансовая возможность купить заветный автомобиль прямо здесь и сейчас. В такие моменты нередко начинаешь задумываться о покупке машины в кредит. При этом, конечно же, всем нам хочется не просто выгодно приобрести товар, но и приобрести именно то, что нам действительно хочется купить, учитывая все те предпочтения, о которых мы писали выше.

На сегодняшний день столичные автодилеры предлагают огромный выбор подобных кредитов. И что самое важное, предлагают различные процентные ставки. Порой, настолько привлекательные, что отказаться от таких условий кажется просто невозможным. Как раз с одной из таких рекламных акций и столкнулись сотрудники Московского УФАС России. Речь идет об известной дилерской сети ООО «Форд Соллерс Холдинг», которая распространила на территории Москвы наружную рекламу следующего содержания: «FORD FOCIS III Универсал; FORD CREDIT 6,9%».

То есть, рекламорастространитель четко указал свою процентную ставку на данный автомобиль - 6,9%. Учитывая тот факт, что, как правило, ставки по автокредитам значительно выше предложенного процента, не удивительно, что подобное предложение вызывает у будущего автовладельца желание воспользоваться именно этим кредитом и именно у этого дилера.

И вот, счастливый покупатель спешит в салон, чтобы выбрать и протестировать свою будущую машину, заполнить все необходимые документы для оформления кредита и гордо выехать из салона уже в новеньком автомобиле. Но, приехав в салон, покупатель узнает, что ставка по кредиту в 6,9% будет доступна ему только если… И вот тут список из «если» можно продолжать бесконечно: если вы, предположим, оформите кредит на 10, а не 5 лет, как вы изначально хотели, если вы застрахуете машину на -нное количество денег только у этой страховой компании, если в комплекте вы купите еще этого милого британского кота или кошку, если вы обещаете проехать на новой машине в первый же день от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно… Да чего только могут не предложить вам в автосалоне. При этом, формально, они будут правы.

Если вернутся к наружной рекламе от ООО «Форд Соллерс Холдинг» с их громким заявлением о ставке в 6,9%, стоит только внимательнее к ней присмотреться, и все те условия, которые необходимо выполнить, дабы получить кредит по этой ставке, вы сможете разглядеть где-то снизу, и написаны они будут гораздо мельче и скромнее, чем те гордые и жирновыделенные 6,9%. Стоит ли говорить, о неописуемом разочаровании и даже негодовании покупателя, для которого все эти условия стали известны лишь в момент совершения сделки. Ведь, согласитесь, наружная реклама, несмотря на ее внушительные размеры, не всегда может донести до потенциального покупателя всю полноту предлагаемой акции. Если слоган или сам рекламный призыв с привлекательным условием (это может быть как скидка на товар, сниженная процентная ставка по кредиту, второй товар бесплатно и т.д.) всегда написан крупным шрифтом, может быть выделен ярким цветом, одним словом, основную мысль данного плаката увидеть и понять мы сможем всегда. А вот уже при каких условиях нам продадут товар по данной цене, это возможно узнать из сносок внизу плаката, которые практически всегда написаны так, что прочесть их можно только взяв пожарный кран или высокую стремянку, чтобы подняться до высоты плаката и прочесть мелкий шрифт.

Важно отметить, что Федеральный Закон «О рекламе» не регламентирует размер, вид или цвет шрифтов в рекламных плакатах и макетах рекламораспространителя. Из этого утверждения следует вывод, что недобросовестные компании могут спокойно печатать любые плакаты, писать на них скидку в 100%, а про то, что скидка дается лишь один день в году в промежутке между 2:00 и 2:01 часами ночи, можно писать совсем мелким шрифтом, вводя покупателей в заблуждение, но при этом никак не нарушая закон.

Но не все так легко и просто. Существует Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", 28 пункт которого говорит вот о чем: «Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования». И что очень важно: оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, возращаясь к нашему нарушителю - ООО «Форд Соллерс Холдинг» был признан виновным сразу по двум статьям: ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе за отсутствие в наружной рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, когда при этом исказился смысл информации и потребители рекламы были введены в заблуждение. А также ч. 3 ст. 28 за рекламу услуг, связанных с предоставлением кредита, содержащей условие, влияющее на его стоимость, и не содержащей все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

ООО «Форд Соллерс Холдинг» получил свое наказание, а сколько же подобных нарушений остаются безнаказанными? Это может быть и реклама на страницах журналов или газет, которая также манит покупателей заоблачными скидками и предложениями, опять-таки тщательно «скрывая» за мелким шрифтом внизу макета всю важную для потребителя информацию. Рядовой житель столицы не всегда может специально обратить внимание на ту звездочку, которую ставят рекламодатели в своих объявлениях. Звездочка или специальная отметка ведут читателя к той сноске, которая и содержит основную часть всех условий приобретения товара. Не стоит списывать это на невнимательность потребителя. Порой, текст написан настолько мелко, что без , например, лупы, прочитать это просто невозможно. А реклама по телевизору? Та же ситуация. За то короткое мгновение, что пролетает рекламный ролик, прочитать все условия внизу экрана просто не успеть, только если у вас есть волшебная кнопка «стоп» на пульте.

В завершение нашей колонки, хочется призвать вас быть внимательными: если вам встретиться красочная реклама с самым заманчивым предложением, не спешите совершить покупку. Присмотритесь к рекламе, возможно, где-то снизу, а может быть сверху или на оборотной стороне мелким чуть заметным шрифтом написано что-то такое, что может изменить ваше желание о сиюминутной покупке. Но не спешите и проходить мимо такой рекламы. Напротив, сохраните ее, сфотографируйте наружную рекламу, отсканируйте газетный макет, сделайте скриншот с электронного устройства. То есть зафиксируйте факт недобросовестной рекламы и смело отправляйтесь в Московское УФАС России, сотрудники Управления всегда готовы помочь отстоять ваши права и объяснить нарушителю, почему он неправ. Помните, честная конкуренция рождает честные предложения потребительского рынка.

Татьяна Шибанова, пресс-секретарь Московского УФАС