Иллюстрация Московкого УФАС

 

Столичное управление Федеральной антимонопольной службы продолжает знакомить читателей Sostav.ru с наиболее интересными делами из практики московского антимонопольного органа в рамках рубрики «Глас УФАС». В сегодняшнем материале мы решили рассказать не о нарушениях законодательства, а об одном из социально значимых направлений в рекламе - рекламе социальной.

В России подобный вид рекламы появился сравнительно недавно. Многие наверняка помнят «социалку» «Позвоните родителям!», «Заплати налоги и спи спокойно», «Пора выйти из тени», «Мойте руки перед едой» и многие другие. Надо сказать, что сфера социальной рекламы в стране находится на этапе «взросления», мы быстрыми шагами идем к успешной реализации самой идеи такой рекламы – обратить внимание граждан на важные проблемы, подсказать варианты их быстрого решения, рассказать о новых возможностях города и интересных событиях.

Однако не всегда подобные посылы оборачиваются долгожданным результатом. Порой, человек, который видит социальную рекламу просто не понимает то, что до него пытаются донести, либо воспринимает ее как одну из коммерческих афиш, а иногда реклама может быть настолько шокирующей, что вызывает обратный эффект.

Социальную, как и коммерческую рекламу, регулирует Федеральный закон «О рекламе», в котором четко прописано, что должно, а чего не должно быть в такой рекламе, кто и как может размещать и выпускать «социалку».

Так, например, в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках, моделях товаров и других средствах индивидуализации. Однако если речь идет об органах государственной власти, то тут действует поправка относительно содержания рекламы. Тогда допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях, если содержание подобной рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких организаций, направленное на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

Стоит отметить, что за последнее время сотрудниками Управления не было зафиксировано случаев нарушения законодательства в сфере социальной рекламы. При этом на рассмотрении в ведомстве находится жалоба на содержание всем известных плакатов. Речь идет об акции, организованной АНО «Центр Борьбы с Пробками» или «Шумский собирает подписи». На данный момент специалисты Управления проводят анализ заявления, о каких-то результатах можно будет сказать только в начале августа.

В сфере социальной рекламы Московское УФАС России может выступать не только как контролер, но и как рекламодатель, чем ведомство не так давно и воспользовалось, выпустив свою социальную рекламу.

Всего по Москве размещено шесть видов плакатов по основным направлениям работы московского антимонопольного органа. Надписи на них гласят: «Реклама вводит в заблуждение?», «Конкурент бросает тень на твою репутацию?», «Монополист навязывает лишние услуги?», «Несправедливо выкинули с аукциона?», «Сговорились конкуренты? Раскрой их карты!» А после вопроса следует совет: «Обращайся в Московское УФАС». На плакатах есть ссылка на сайт управления, где размещена подробная инструкция, как обращаться в ведомство, и примеры всех необходимых заявлений.

«Одна из целей нашей социальной рекламы – усиление общественного контроля, – например, если гражданин видит в кафе или ресторане, торговом центре, магазине, читает на страницах журнала или газеты рекламу, которая вводит его в заблуждение, он смело может обращаться в Московское УФАС России. В течении 30 дней сотрудники ведомства принимают решение относительно законности рекламы. И если реклама признана незаконной, то нарушителю предписывается прекратить распространение такой рекламы и выплатить штраф», - поясняет руководитель пресс-службы Московского УФАС России Анастасия Хрусталева.

И в завершение, хочется призвать вас, дорогие читатели, если вы чувствуете, что та или иная реклама, бренд, название товара, даже его форма или изображение каким-то образом вводят вас в заблуждение, обращайтесь в Московское УФАС России, сотрудники Управления всегда готовы помочь отстоять ваши права и объяснить нарушителю, почему он неправ. Помните, честная конкуренция рождает честные предложения потребительского рынка.

Текст: Татьяна Шибанова, пресс-секретарь Московского УФАС