14.02.2013

Число одиноких россиян удвоилось

Домохозяйства как единица теряют ценность вслед за социальным традиционализмом

Иллюстрация Fotolia

В России с каждым годом растет число одиноких людей. Если в 90-е годы не имели семьи 22% населения, то сегодня – уже 40%. В Москве этот показатель еще выше – в столице проживают более 50% одиночек. Причем прирост этой категории наблюдается среди молодежи, отмечают в брачном агентстве «Импульс».

Специалисты называют несколько возможных причин: сексуальная революция, кризис семейных ценностей и рост благосостояния. По мнению психологов, одним из современных мифов является представление о семье как о тюрьме или клетке.

Разнообразные исследования показывают, что в развитых странах число домохозяйств снижается. Соответственно, они будут представлять все меньше интереса для маркетологов. Дни полной семьи как идеальной потребительской единицы сочтены, утверждает писатель Эван Моррисон в блоге Guardian. Он выводит формулу «капитализм предпочитает одиночек», то есть консьюмеризм продает свободу как нечто сексуальное.

Среди жителей США самого активного возраста 25–34 лет на 46% больше одиноких, никогда не состоявших в браке людей, чем семейных. Таковы данные Информационной справочной службы по вопросам народонаселения (Population Reference Bureau). Развод является благом для рынка: одна распавшаяся семья означает в два раза больше автомобилей, стиральных машин, телевизоров.

Одиночки выгодны бизнесу. В исследовании Цзяньго Лю из Мичиганского университета говорится, что одинокий человек потребляет на 38% больше продуктов, на 42% больше упаковочного материала, на 55% больше электричества и на 61% больше газа по сравнению с семьей из четырех человек.

Тенденция отразилась и на рекламе. Такие разные товары, как бургеры и отпуск, теперь продают одиноким людям. Например, в рекламе Honda семейная жизнь выглядит комичной и непривлекательной. Об этом свидетельствует и популярность сайта для знакомств Match.com, где демонстрируется подсознательная связь между потреблением и отношениями: «Купите мне диван IKEA и поимейте меня, $100».

Информационная служба, Sostav.ru