08.02.2013

Россияне опасаются за рабочее место

Nielsen: боязнь потери работы сказывается на потребительской активности

Иллюстрация Fotolia

В четвертом квартале 2012 года мировой Индекс потребительского доверия упал с 92 до 91 пункта. Положительная динамика была отмечена только в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Латинской Америке. В Африке и на Ближнем Востоке Индекс упал на два пункта, в Северной Америке – на один, в Европе – на 3. Такие данные приводятся в исследовании Global Consumer Confidence Survey от Nielsen.

Потребители охвачены возрастающим беспокойством, связанным с кризисом в еврозоне, угрозой фискального обрыва в США, и растущей инфляцией в Китае, отмечают экономисты. На фоне политической и экономической нестабильности потребители вступают в 2013 с осторожностью, вновь проявляя сдержанность в тратах на необязательные статьи.

Уровень оптимизма глобальных потребителей относительно рынка труда остался неизменным (45% оценивает перспективы как хорошие и отличные). Уверенность в состоянии собственных финансов выражали 53% респондентов, 63% опрошенных ответили, что сейчас не лучшее время для совершения покупок.

В Европе Индекс потребительского доверия упал в 20 из 29 стран. Самое значительное сокращение зафиксировано в Бельгии (–14). При этом европейцы стали пессимистичнее смотреть на состояние собственных финансов, перспективы трудоустройства, а также на совершение покупок.

В России Индекс снизился на 3 единицы, достигнув отметки в 84 пункта. Падение связано с сокращением количества респондентов, которые считают, что сейчас хорошее/очень хорошее время для совершения покупок (с 35% до 28%). Соотношение россиян, оценивающих состояние рынка труда как отличное, хорошее/не очень хорошее и плохое осталось на прежнем уровне по сравнению с III кварталом.


Гарантия занятости остается одним из ключевых источников беспокойства для россиян, комментирует Мачей Пшибиш, Директор отдела специализированных исследований в России и Северо-Восточной Европе. Незначительно изменилось количество респондентов, оценивающих состояние своих собственных финансов как отличное/хорошее (48% vs 50%). Потребители внимательно следят за новостями о состоянии внутренней экономики и за изменением мировой конъюнктуры, поэтому они решили не предпринимать резких шагов, выдержать «паузу» и посмотреть за развитием событий в начале нового года, говорится в исследовании.

Исследование Global Consumer Confidence Survey проводилось с 10 по 27 ноября. Всего было опрошено более 29 тысяч потребителей из 58 стран. Исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в Интернет.

Ирина Милош, Sostav.ru