06.02.2013

Россияне подождут с крупными покупками

Потребители затянут пояса, пока экономика не пойдет вверх

Иллюстрация Fotolia

К 2020 году Россия может стать крупнейшим потребительным рынком в Европе, опередив Германию, и выйти на четвертое место в мире. Сейчас наша страна замыкает первую пятерку по объему потребительских расходов. С 2000 года расходы на розничное потребление в России росли в среднем на 20% в год и по итогам 2012 года составили чуть менее 700 млрд долларов. Более половины этой суммы приходится на непродовольственные товары, говорится в обзоре Sberbank Investment Research. К 2025 году оборот в потребительском секторе России может достичь 3 трлн долларов.

Российская база потребителей – самая большая в Европе: население страны насчитывает 143 млн человек, а число домохозяйств составляет 43 млн. Снижение численности населения в России удалось предотвратить, и, согласно прогнозам, в 2012 году оно несколько увеличится. Исходя из определения среднего класса по ОЭСР, 55% российских домохозяйств уже принадлежат к этому социальному слою. В Бразилии на средний класс приходится 30%, в Китае – 21%, в Индии – 11%. К числу обеспеченных – с доходом выше 50 тысяч долларов в год – принадлежит 15% российских домохозяйств по сравнению с 5% в Бразилии, 2% в Китае и 1% в Индии.

Согласно прогнозам, подушевой ВВП России к концу 2013 года достигнет 16 тысяч долларов. Чтобы достичь такого показателя, другим развивающимся рынкам потребуется более десяти лет (Индии – 25 лет, Китаю – 20 лет, ЮАР – 17 лет, Бразилии – 11 лет).

Хотя прошлый год выдался непростым с точки зрения роста личных доходов и дальнейших перспектив российской экономики, большинство потребителей (44%) оценивают ситуацию с оптимизмом и ожидают улучшения собственных условий жизни в 2013 году. Тем не менее большинство до сих пор не обладает достаточной уверенностью для крупных покупок. Многие воздерживаются от дорогостоящих приобретений, ожидая признаков улучшения динамики экономического роста. Что касается планов потребителей, то 42% из них собирается сменить автомобиль в ближайшие два года.


У большинства опрошенных есть собственное жилье (арендует его лишь 11% респондентов), но примерно 50% планируют в перспективе улучшить жилищные условия. Замечено также, что потребители становятся все более чувствительными к ценам: 37% опрошенных считают ценовую привлекательность ключевым фактором в процессе выбора товара. При выборе супермаркета покупатели уделяют гораздо больше внимания ценам и качеству товаров, чем внутренней планировке магазина и уровню обслуживания.

Основными поводами для опасения являются инфляция и безработица. Многие россияне считают, что высокий уровень коррупции – одна из основных причин, ограничивающих развитие российской экономики. Число людей, заявивших, что они хотели бы уехать из России в страну с более благоприятными экономическими и личностными перспективами, по-прежнему очень велико – 38%.

По прогнозам Sberbank CIB, в 2013 году выручка публичных российских ритейлеров (представленных на фондовом рынке) увеличится приблизительно на 23%. В ближайшие годы в российском потребительском секторе и отраслях, связанных с ним, ускорится консолидация, будет больше приобретений, слияний, СП и стратегических альянсов.

Ирина Милош, Sostav.ru