23.01.2013

Немцы решили проблему излишков еды

В Германии появился ресурс для обмена и раздачи ненужных продуктов

Скриншот страницы проекта

За время существования понятия "торговля" предприимчивые дельцы и маркетологи придумали множество способов заставить покупателя приобрести то, что ему не нужно. Поход в магазин за бутылкой молока порой может обернуться огромными тратами и изобилием продуктов, часть их которых со временем отправится в мусорное ведро. Бережливые немцы придумали другой способ борьбы с ненужными продуктами: в Германии стартовал проект, где люди могут поделиться или обменяться излишками еды и напитков.

Возможность извлечь пользу из ненужных продуктов предлагает проект Foodsharing.de, где как рядовые граждане, так и торговые и ресторанные сети могут поделиться излишками продуктов с теми, кто в них нуждается. Целью проекта является не только помощь нуждающимся, но и сокращение количества выбрасываемых продуктов питания. Как сообщается на сайте, среднестатистический немец ежегодно выбрасывает до 80 кг еды. Так что, в результате работы проекта должно выиграть не только общество, но экология.

В настоящее время на сайте активны более 200 предложений из 25 городов Германии. Главное требование к тем, кто желает поделиться едой – продукты должны быть с не истекшим сроком годности. И еще одно правило: никаких денег, все продукты должны отдаваться бесплатно или обмениваться на другие продукты.

Одним только сайтом проект не ограничится. Организаторы уже разрабатывают приложение для смартфона, которое будет включать карты и позволит «нуждающимся» прокладывать более короткий «путь к еде».

Важно отметить, что проект является некоммерчески, его кураторами являются журналисты и общественные деятели. Проект существует на взносы, которые составляют 60 евро для частных лиц и 140 евро для юрлиц. Кроме того, все посетители сайта могут внести пожертвования, которые пойдут на борьбу с ростом количества пищевых отходов.

Еда в мусорку, деньги – на ветер

Foodsharing действительно пытается решить одну из самых актуальных социальных и экологических проблем. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в мире насчитывается около 900 млн голодающих, в то время как ежегодно на помойке оказывается более 1 млрд тонн продуктов питания, это треть от всего производства. В США по данным организации Natural Resources Defense Council (NRDC) выбрасывается около 40% продуктов на сумму 165 млрд долларов.

В России, согласно опросу ВЦИОМ, 44% граждан не успевают съедать купленные продукты, в результате чего они портятся. Большинство скармливает такую еду домашним животным (37%), кто-то использует ее в приготовлении блюд, и лишь 2% делится излишками продуктов с нуждающимися.

Безусловно, излишки еды выбрасывают не только потребители, но и предприятия общественного питания. Так, в Великобритании по данным Национальной ассоциации ресторанов (NRA) 65% пищевых отходов приходится на стадию приготовления и лишь 30% – на то, что остается на тарелках посетителей.

UnileverFoodSolutions, подразделение компании Unilever, год назад проводила глобальное исследование на тему того, как сами потребители относятся к проблеме пищевых отходов. 84% респондентов по всему миру сказали, что обеспокоены тем количеством продуктов, которые ежедневно выбрасываются в заведениях общественного питания. Уровень этой обеспокоенности особенно высок в Китае, Бразилии и Турции.

Можно ли делиться в России?

Что касается целесообразности и эффективности таких проектов как Foodsharing, то Татьяна Козырева, менеджер по работе с предприятиями общественного питания Unilever Food Solutions, считает, что они отлично сработают в развитых странах, где люди всерьез озабочены не только экологической ситуацией, но и стремятся не упустить собственную прибыль. По ее мнению, введение подобных сервисов в России вполне возможно, но не в ближайшем будущем.

«В нашей стране пока еще не заработала даже система раздельной утилизации различных категорий отходов, поэтому сейчас рано что-либо говорить об on-line оптимизации, - говорит Татьяна Козырева. - Хотя в перспективе не исключено, что вначале люди будут использовать его в основном лишь в некоторых случаях: при отъезде, при проведении генеральной уборки и очистке холодильника. Однако, при правильной информационной поддержке, со временем вполне возможно формирование культуры экологичного потребления».

Генеральный директор FDFGroup Сергей Гнедков скептически относится к возможностям и перспективам такого проекта, как за рубежом, так и в нашей стране, поскольку он не только не поможет решить существующие проблемы, но и создаст новые. «На мой взгляд, необходимость в таких сервисах полностью отсутствует. Для чего они нужны? Помогать бедным, у которых есть деньги на интернет, а на пакет молока – нет? Еще один вопрос: что это будет за еда? Ведь процесс во многом построен на доверии. Как будет развиваться ситуация в случае с пищевым отравлением? Все шишки посыпятся на альтруиста, готового поделиться своей едой. Такие сервисы – профанация. Они не решают проблемы сокращения пищевых отходов, но создают новые проблемы, – считает эксперт. - Количество энтропии с такими сервисами только увеличивается, тем более, в условиях России с ее огромными транспортными концами. Для физических лиц данный проект потому и бессмысленный, для юридических - тоже, потому что если кто-то из ритейлеров хочет отдать свои продукты, ему удобнее сделать это напрямую. То же касается и Европы».

Мы также обратились к ритейлерам, чтобы выяснить, насколько был бы интересен розничным сетям такой проект. Как сообщили в пресс-службе X5 RetailGroup, подобный сервис на российском рынке, возможно, пользовался бы популярностью, среди ритейлеров в том числе, но в настоящий момент законодательство в области гигиены и санитарии делает передачу списанных продуктов питания для употребления в пищу практически невозможной. «На каждый продукт, который впоследствии будет передан для употребления в пищу, требуется заключение специалиста о его безопасности, - говорят в пресс-службе. - Поэтому в настоящий момент ритейлерам, если нет возможности вернуть пришедший в негодность по каким-либо причинам продукт поставщику, гораздо проще его утилизировать».

Но в компании X5 Retail Group действует подобный проект, только «продуктовую помощь» получают не люди, а животные. Согласно спонсорскому договору, московские «Перекрестки» безвозмездно передают в приюты для собак, курируемые некоммерческой организацией «Зоопитомник Гор и Ко», продукты, списанные по причине потери товарного вида – деформации упаковки, развакуумации или механическими повреждениями, а также пищевые остатки, отходы от разделки мяса и птицы цехов по производству полуфабрикатов и кулинарной продукции.

Наталья Малютина, Sostav.ru