18.01.2013

Инфляция в прессе составила 12%

Заметнее всего печатные СМИ подорожали в продуктовом ритейле

Иллюстрация Fotolia

В 2012 году розничные цены на прессу выросли на 12%, что почти в 2 раза превышает официальный показатель инфляции (6,6%) в России. Подорожание было неравномерным, отмечает Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП). В первом полугодии распространители не закладывали в цену издательское повышение, и в январе–июне цены на периодику увеличились в среднем на 6%. Зато осенью 2012 года рост цен на периодику превысил показатели последних двух лет и составил более 11%.

К концу 2012 года цены стабилизировались, а в некоторых форматах продаж даже снизились. Это объясняется тем, что ряд издателей продолжил повышать поднимать цены, а некоторые понизили стоимость изданий. В среднем на 9% подешевели патворки, на 5% снизилась стоимость ежедневных газет, новостных изданий и телегидов. Деловая пресса подешевела в среднем на 2%.

Что касается сегментов рынка распространения прессы, то цены на периодику быстрее всего росли в неспециализированных объектах (продуктовом ритейле) и нестационарной рознице. Так, при среднем росте цен на рынке в 12%, пресса в супермаркетах подорожала более чем на 20%.

АРПП прогнозирует, что в 2013 году распространителям прессы будет сложно сдерживать рост розничных цен, навязываемый издателями. В первую очередь, скажется запрет на рекламу алкоголя в газетах и журналах. Велика вероятность того, что в ближайшее время под предлогом борьбы с курением будет ограничена реклама табачных изделий, а также лекарственных средств и БАД. Издательские дома постараются компенсировать потери за счет увеличения цен.

Кроме того, сокращение рекламных сборов вынуждает российских издателей уходить от рекламоцентричной модели бизнеса. В ближайшей перспективе компании будут делать упор на доходность от продаж по подписке и в розницу.

Значительное увеличение розничных цен приведет лишь к дальнейшему снижению расходов населения на покупку печатных изданий и падению тиражей. Поэтому эксперты полагают, что в 2013 году инфляция в сегменте прессы все-таки не превысит 10%.

Ирина Милош, Sostav.ru