29.12.2012

Регионалы теснят федералов

Самые знаковые события года в сфере ритейла и прогнозы экспертов

Иллюстрация Fotolia

Прошедший год в сфере ритейла ознаменовался рядом интересных и важных событий. На рынке были заключены несколько крупных сделок, значительно укрепили свои позиции региональные сети, на которые пришлась почти половина открытий новых точек. В 2012 году гонка между «Магнитом» и X5 вышла на новый уровень: розничная сеть из Краснодара буквально дышит в затылок многолетнему лидеру рынка. Не обошлось и без конкурентных войн, которые наиболее ярко проявились в сфере мобильного ритейла.

Одной из самых крупных сделок 2012 года в сегменте продовольственного ритейла стала покупка «Ашаном» сети Real. Французская компания получила активы Metro Group в России, Украине, Польше и Румынии. В сеть «Ашан» войдет 91 гипермаркет, 16 из них расположены в России. Они будут переведены под вывеску «Ашан» в 2013 году. Сумма сделки составили чуть более 1 млрд евро.

Генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков считает покупку «Ашаном» сети Real вполне закономерной, поскольку ритейлер, несмотря на хорошие позиции на российском рынке (в рейтинге Топ-100 он занимает третью позицию в сегменте FMCG), уже вынужден покупать конкурентов.

«Компания понимает, что органический рост в ближайшее время будет очень ограничен, - говорит Иван Федяков. - Рост сдержан нехваткой земель для строительства торговых центров, конкуренцией. Крупной международной сети непросто адаптироваться, подстраиваться под вызовы рынка, требования потребителей. В чем в результате и проигрывают крупные компании, так это гибкость».

фото с сайта real.ru.

Компания Metro Group уже не первый год пыталась продать гипермаркеты Real. В прошлом году речь даже заходила о том, что активы останутся у группы для дальнейшей реструктуризации. Сейчас Metro Group планирует сосредоточиться на развитии гипермаркетов Metro Cash & Carry и магазинов электроники MediaMarkt. Напомним также, что компания отказалась в 2012 году от развития на территории России магазинов Saturn, ребрендировав их в MediaMarkt.

В сентябре стало известно о продаже 51% акций сети «Рив Гош» бывшим совладельцам «Ленты» - Дмитрию Костыгину и Августу Мейеру. Группа Finstar Олега Бойко сохранила за собой 24% акций, 25% осталось у основателей компании Павла и Ларисы Карабань. Сумма сделки не раскрывалась. Кроме того, экс-владельцы «Ленты» выкупили активы обанкротившейся бельевой сети «Дикая орхидея». Сумма покупки составила порядка 400 млн рублей.

На рынке мобильного ритейла самой значимой можно назвать сделку по приобретению 50% федеральной сети «Евросеть» «МегаФоном» и холдингом Garsdale Алишера Усманова, которые заплатят Александру Мамуту по 535 млн долларов. Предполагается, что покупка позволит «МегаФону» оптимизировать затраты на привлечение абонентов и сократить их отток. Предполагается также, что «МегаФон» через год может довести долю в Euroset Holding до 50%.

В сегменте торговли бытовой техникой и электроникой в 2012 году отметилась сеть «Эльдорадо». В январе компания завершила сделку по покупке компаний ООО «Берингов Пролив Дельта» и ООО «ВЕРДЕНА». Таким образом, сеть, состоящая из 28 магазинов, – «Берингов» - вошла в состав «Эльдорадо». После компания заключила ряд сделок с «Тентеко Лимитед» и «Реприма Энтерпрайсиз Лимитед». Предметом сделок стали 53 объекта недвижимости - торговые площади и складские объекты, которые используются ритейлером в основной деятельности. В начале лета начались переговоры о покупке сетью части магазинов «Техносила». Предполагалось, что за 40 магазинов «Эльдорадо» заплатит около 50 млн долларов.

Регионалы крепчают

По итогам 2012 года эксперты отмечают положительную динамику в приросте региональных сетей. Федеральные ритейлеры, хоть и не перестали быть «монополистами» в вопросе открытия новых магазинов, но уже и не занимают такую огромную долю как раньше. По данным аналитического агентства INFOLine, на региональные сети, входящие в рейтинг Топ-100 сетей FMCG, приходится почти половина всех открытий.

«Это на самом деле достаточно судьбоносное изменение. В 2009-2010 году на долю «Магнита» и X5 приходилось более половины открытий, - говорит генеральный директор INFOLine Иван Федяков. - Это без учета ребрендинга приобретенных X5 сетей. В 2012 году эта тенденция была сломлена, в рейтинге за 2011 год регионалов уже было заметно больше. Они перестали откровенно проигрывать в развитии крупным федеральным сетям».

Эсперт также отмечает еще один тренд в сегменте FMCG – это рекордное открытие новых торговых площадей ведущими торговыми сетями. Если в прошлом году было открыто меньше 1,5 млн кв. м. то в этом году ожидается, что данный показатель составит 1,6-1,7 млн кв. м, что станет своего рода рекордом. Во многом это происходит за счет роста региональных сетей.

Темой для разного рода прогнозов и оценок в 2012 году стало соотношение сил двух крупнейших розничных компаний: сети «Магнит» и компании X5 Retail Group. Первая лидировала по объему торговых площадей, но отставала по выручке. В текущем году с каждым кварталом разрыв между «Магнитом» и X5 становился все меньше. Если за июль-сентябрь 2012 года выручка X5 Retail Group увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 10,4% и составила 115,88 млрд рублей, то у «Магнита» данный показатель вырос на 33,8% и достиг 111,7 млрд рублей.

Этот факт дал повод для различных прогнозов, в частности, агентство INFOLine заявило о том, что при сохранении нынешних темпов роста «Магниту» удастся догнать X5 по выручке уже к началу 2013 года. Однако не все эксперты согласны с таким прогнозом: аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина считает, что все будет зависеть от того, насколько менеджмент X5 сможет решить существующие проблемы и оптимизировать свои бизнес-процессы.

«Сейчас X5 необходимо подумать над способами более эффективного привлечения покупателей, - считает г-жа Пичугина. - Во многих магазинах сети мы видим рост трафика, но не видим роста среднего чека. Нужно переломить эту тенденцию, возможно с помощью промо-акций, оптимизации затрат, более эффективного переноса своих затрат на потребителей. Когда растет инфляция, должен расти и средний чек, у «Магнита» он растет почти вровень с инфляцией, а у X5 нет».

Ни для кого не секрет, что для X5 год выдался довольно тяжелым. Не нужно быть экспертом, чтобы понимать, насколько болезненным стал для компании уход Льва Хасиса, а вслед за ним ряда топ-менеджеров. В течение года в руководстве пока еще крупнейшего ритейлера страны происходили различного рода изменения. В частности, из компании ушел глава «Пятерочки», Олег Высоцкий, который сейчас развивает торговую сеть «Верный».

Электроника уходит в онлайн

Фото с сайта mvideo.ru

Розничные компании, занимающиеся реализацией бытовой техники и электроники, в 2012 году значительно усилили свои позиции в сегменте онлайн-торговли, которая является одним из приоритетных направлений таких игроков рынка. Не секрет, что около 70% крупной бытовой техники и электроники приходится на интернет-магазины. Развитием интернет-торговли заставляет ритейлеров пересматривать существующие форматы физической розницы и толкает игроков на разного рода эксперименты.

Так, сеть «Эльдорадо» в середине декабря представила новый формат интернет-магазина и открывала пункты заказа и выдачи во всех регионах России. Причем, это не точки самовывоза и не розничные магазины. Здесь можно выбрать и сразу заказать понравившийся товар. Площадь пунктов меньше, чем у обычных магазинов, и открываться они будут на первых этажах торговых центров.

С зонированием торговых площадей экспериментирует и «М.видео». Сеть в одном из столичных гипермаркетов выделила специальную зону для крупной бытовой техники премиум-класса, а технику более низких ценовых сегментов из торгового зала убрали вообще, оставив возможность заказа в магазине через терминал.

Эксперты полагают, что в следующем году сегмент БТиЭ ждет сокращение торговых площадей и дальнейшее развитие онлайн-продаж и сервисов. Также продолжится развитие сетей в регионах, где ситуация с торговыми площадями не так остра, как в городах-милионниках.

Евросеть vs Связной.

В 2012 году в ритейле не обошлось и без жесткой конкурентной борьбы. Наиболее ярко она проявилась в сфере мобильного ритейла. Ценовые войны, разразившиеся между «Евросетью» и «Связным», существенно повлияли на независимую розницу. В сентябре противостояние между «Евросетью» и «Связным» касалась продуктов Samsung, в итоге Galaxy S3 продавался всем рынком ниже закупочной цены. По оценкам независимого эксперта Эльдара Муртазина, рынок понес убытки в размере 1,5-2 млрд рублей.

В середине декабря два крупнейших мобильных ритейлера устроили битву за iPhone 5. На старте модель с памятью 16 Гб в «Евросети» и «Связном» стоила 29900 рублей, однако через 1,5 часа продаж сначала «Евросеть», а потом и «Связной» снизили цену до 28900 рублей. Модель с памятью 32 Гб можно было приобрести за 33900 рублей, топовую с 62 Гб – за 38900 рублей.

«В следующем году, когда выйдет следующий флагман, не только у Samsung, но и у других компаний, фактически можно говорить о том, что продавать их по цене 30 тысяч рублей и выше будет очень сложно, поскольку люди видели, как быстро падают цены, - считает Эльдар Муртазин. - Розница своими же руками разрушает собственные продажи и гонит рынок в нижние ценовые сегменты. Независимая розница на мобильном рынке в 2012 году чувствовала себя не очень хорошо, равно как и в предыдущие годы, но в 2013 году она будет чувствовать себя совсем плохо, по одной простой причине: если на продажах оборудования они практически не зарабатывали и компенсировали это в большинстве своем контрактами с операторами, то с 2013 года этого уже не будет. Мы приходим к тому, что независимая розница становится еще более раздробленной, от нее ничего не зависит, она ориентируется на товары, которые не представлены у крупных игроков федеральной розницы».

По словам генерального директора агентства Telecom Daily Дениса Кускова, число проданных телефонов в 2012 году составит более 42 млн, против 37 млн в прошлом году. Выросла доля смартфонов до 33 % от общего числа телефонов, а в деньгах смартфоны составляют почти 70% продаж.

Мелкорозничная торговля

С какими бы проблемами не сталкивались крупные торговые сети, они не идут ни в какое сравнение с невзгодами, обрушившимися на мелкорозничную торговлю. С 1 июля 2012 года вступили в силу поправки к закону о госрегулировании алкогольной продукции, запрещающие торговать пивом ночью. С января 2013 года мелкая розница вообще останется без пива, а после принятия антитабачного законопроекта – еще и без сигарет. В том, что данный документ все-таки будет принят, эксперты рынка уже не сомневаются.

Как отмечают эксперты, сигареты и пиво составляют до 60% в ассортименте киосков и маленьких магазинов. Запрет их продажи сократит выручку малого бизнеса, но самое главное приведет к массовому оттоку покупателей (и как следствие, их кошельков) в крупные супермаркеты, по оценкам экспертов закрытие ларьков, киосков принесет крупным сетям около 3 трлн рублей в 2013-2014 годах.

По мнению генерального директора трейд-маркетингового агентства ITM Ярослава Плинка, «вымирание» мелкой розницы отразится не только на доходах крупных ритейлеров, но и на структуре торговых площадей. Он отмечает, что в 2013 году в продуктовом ритейле высока вероятность того, что алкогольная и табачная продукция будут реализовываться в отдельных, возможно, совместных помещениях, что приведет к изменениям в структуре торговых площадей. Кроме того, от ритейлеров и производителей потребуются дополнительные инвестиции в персонал и торговое оборудование.



Наталья Малютина, Sostav.ru
офисная мебель переговорная