27.11.2012

Трезвых россиян становится больше

ВЦИОМ видит успехи в борьбе с алкоголизацией населения

Советский антиалкогольный плакат

Борьба с алкоголизацией населения приносит результаты, свидетельствуют данные ВЦИОМ. Число регулярно выпивающих россиян сокращается: если в июле 2009 года 49% людей употребляли алкоголь раз в месяц и чаще, то в 2012 году этот показатель сократился до 38%. Доля тех, кто совсем не употребляет алкоголь, увеличилась с 24 до 33%. Чаще всего признаются, что употребляют алкоголь, мужчины (77%), жители крупных городов (70%) и респонденты 24–44 лет (74-76%). Совсем не употребляют алкоголь, как правило, женщины (44%) и пенсионеры (58%).

В течение последнего месяца россияне сталкивались с нарушением закона, ограничивающего продажу и потребление алкоголя, в основном – с распитием алкогольных напитков в общественных местах (60% случаев). Четверо из десяти опрошенных наблюдали продажу спиртного в местах массового скопления людей (41%) и треть – продажу на территориях, прилегающих к детским учреждениям (34). Еще 31% видели, как алкоголь продается несовершеннолетним, 29% – рекламу на ТВ/радио/в кино, а 27% говорят о случаях продажи алкоголя в нестационарных торговых точках. Реже всего россияне сообщают о фактах продажи алкоголя с 23.00 до 8.00 (23%) и размещении рекламы в аудио-, видео- и печатной продукции для несовершеннолетних (19%).

Практически каждый пятый (18%) россиянин сталкивался с ситуацией, когда он не мог приобрести алкоголь по причине запрета на его ночную продажу. При этом 21% респондентов все равно находили места, где продают алкоголь, 18% – полагались на уже имеющиеся запасы, 7% – брали у знакомых, 2% – шли пить алкогольные напитки в бар. Тем не менее, 26% утверждают, что в ситуации невозможности покупки алкоголя они отказывались от его употребления в этот вечер, 10% – дожидались разрешенного для покупки времени, а 9% обходились пивом.

Половина россиян склонна давать низкую оценку действенности закона по запрету продажи алкоголя в ночное время. Чаще всего так считают малообразованные (53–54%), россияне с низким уровнем доходов (53%), жители средних городов и миллионников (по 56%) и те, кто сам употребляет алкогольные напитки (51%). Более позитивно настроены 43% опрошенных; как правило, это респонденты со средним специальным и высшим образованием (45–47%), с высокими доходами (47%) и жители двух столиц (54%).

По данным мониторинга социальных медиа, проведенного агентством «Cоциальные Сети», из 516 релевантных сообщений на тему борьбы с алкогольной угрозой, большая часть (54%) носила негативный характер, и только в 11% постов зафиксирована поддержка политики ограничения продажи алкоголя. В содержательном аспекте большая часть сообщений посвящена неэффективности принимаемых мер, с точки зрения пользователей (88%).

Значительная доля постов содержит опасения, что ограничения на продажу алкоголя приведут к росту отравлений суррогатами (30,8%). Немало и тех, кто высказывает предположение о стремлении государства установить «сухой закон» (25,2%). 14% называют предпринимаемые меры необходимыми и адекватными.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 17–18 ноября 2012 года. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Ирина Милош, Sostav.ru