26.11.2012

«Гринпис» начал кампанию против Zara

Организация ждет ответной реакции от брендов, использующих вредные вещества в производстве

Скриншот с сайта Гринпис Россия

Международная природоохранная организация Greenpeace снова взялась за глобальные фэшн-бренды, продукция которых производится в Китае. «Гринпис» провел исследование одежды 20 известных торговых марок. Во всех образцах были выявлены опасные химические вещества. Больше всех от организации достается бренду Zara, против которого развернулась масштабная кампания. Природоохранная организация уже начала переговоры с брендами, которые вошли в список «вредных». Пока ответной реакции от марок не поступило.

Исследование «Гринпис» выявило содержание токсичных соединений в изделиях Zara, Mango, Calvin Klein, Tommy Hilfiger, Benetton, H&M, Diesel, Esprit, Gap, Armani, Jack & Jones, Only, Vero Moda, Blazek, C&A, Levi’s, Victoria’s Secret, Marks & Spencer, Metersbonwe и Vancl. Всего было проверено 141 изделие. Большая часть их была произведена в Юго-Восточной Азии.

Результаты показали, что вышеперечисленные марки выпускают изделия, содержащие этоксилаты нонилфенол, которые при попадании в окружающую среду, разлагается до нонилфенола - токсичного вещества. Данное вещество встраивается в пищевые цепи и влияет на работу гормональной системы живых организмов. Самая высокая концентрация ЭНФ - более 1,000 мкг/г - обнаружена в изделиях марок Zara, Metersbonwe, Levi’s, C&A, Mango, Calvin Klein, Jack & Jones and Marks & Spencer (M&S), говорится в сообщении "Гринпис".

Кроме того, в каждом пятом изделии, специалисты «Гринпис» обнаружили токсичные фталаты, некоторые виды которых опасны для репродуктивной системы. В двух изделиях были обнаружены вызывающие рак амины, которые образуются из-за использования азокрасителей. Оба изделия произведены в Пакистане для марки Zara. При этом, специалисты отмечают, что влияние таких вещей на кожу при ношении пока неизвестно, но попадая в окружающую среду, к примеру, в воде после стирки, вещества могут нанести огромный вред.

«Одежда Zara, протестированная нами, содержит вещества, которые могут воздействовать на гормональную систему и приводить к развитию онкологических заболеваний. Политика фирмы представляет опасность, как для покупателей одежды, так и для людей, живущих рядом с фабриками, где эта одежда производится. Руководству Zara необходимо открыто заявить о своем отказе от использования токсичных химических веществ и сделать это немедленно», — отметил Мартин Хойсик, координатор токсической программы Гринпис Интернэшнл.

«Гринпис» требует от производителей отказаться от использования всех опасных химикатов при изготовлении одежды и прекратить сбросы химикатов в водоемы к 2020 году.

В настоящее время на сайте «Гринпис» размещен баннер, призывающий посетителей сайта узнать о «грязном секрете Zara». При переходе система предлагает оставить свой e-mail, куда любознательный потребитель получает письмо за подписью руководителя токсической кампании «Гринпис Россия» Алексея Киселева. В письме организация просит внести добровольное пожертвование, которое приблизит «Гринпис» «к раскрытию грязной работы, которая прячется вдали от блеска магазинных витрин».

Inditex Group является крупнейшей компанией в сфере fast-fashion. В первом полугодии 2012 года чистая прибыль компании составила 944 млн евро, что на 32% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Оборот компании увеличился на 17% и составил 7 млрд евро, продажи выросли на 7%.

«Гринпис Интернешнл» также развернула кампанию против Zara в ряде европейских городов, где прошли акции под названием Detox our fashion. В Барселоне действо развернулось непосредственно перед входом в магазин Zara. В Женеве за стеклом магазинной витрины расположили статистов, одетых в костюмы скелетов. В России пока таких акций не планируется. Как сообщили в организации, все будет зависеть от того, какая реакция и насколько быстро поступит от компаний.

Как сообщил Sostav.ru Алексей Киселев, организация в течение текущей недели ждет ответной реакции от брендов, а также от компании Inditex Group, которая развивает сеть под маркой Zara. С рядом фигурирующих в исследовании брендов уже начались переговоры.

По словам Анны Лебсак-Клейманс, генерального директора Fashion Consulting Group, страны Юго-восточной Азии остаются главными импортерами одежды и обуви в Россию. Объем легального и нелегального импорта в Россию в 2011 году составил около 26 млрд евро, при этом более 50% приходится именно на Китай, чья продукция чаще всего вызывает нарекания со стороны экологических организаций и потребителей.

"В целом, модным брендам постоянно приходится сталкиваться с критикой различных общественных организаций, - комментирует Анна Лебсак-Клейманс. - Например, общество охраны животных PETA не раз выступало против использования меха животных в коллекциях Roberto Cavalli, Dior и др. Рекламные кампании брендов постоянно критикуют за пропаганду анорексии. В разное время нападкам подвергались рекламные кампании Miu Miu и Topshop за то, что модели на их рекламных снимках слишком худые. Конечно, все это отражается на имидже брендов и отношении потребителей к ним. Модные дома стараются улавливать подобные настроения и предотвращать критику. Например, в 2012 году Gucci выпустили коллекцию экологической обуви, в 2013 году Levi’s планирует запустить линию эко-джинс, Ralph Lauren лицом своей коллекции выбрал модель размера плюс. Fashion индустрия всегда была и остается спорным видом деятельности и ей приходится не только считаться с общественным мнением, но и быть лидером социальных инициатив".

Андрей Баранников, генеральный директор коммуникационного агентства SPN Ogilvy, считает, что данная история может привести к довольно серьезным последствиям для упомянутых в исследовании брендов, в частности, для Zara.

Nike vs. adidas detox challenge

«Она бьет сразу по двум «болевым точкам», уже достаточно раздраженным: экология и негативное влияние на здоровье человека (в особенности – развитие раковых заболеваний), - считает Андрей Баранников. - Европейскую аудиторию, очень чувствительную к этим вопросам, можно легко «разогреть» провокационными акциями – уверен, что это уже активно обсуждается онлайн и отразится на продажах модных марок. Данная проблема имеет потенциал к тому, чтобы недовольство потребителей переросло в масштабное «движение», вплоть до бойкота брендов и каких-то агрессивных акций – однако для этого, пожалуй, потребуются направляющие действия заинтересованной стороны – того же «Гринписа». В противном случае, эта история, скорее всего, затихнет через какое-то время. Безусловно, со стороны компаний требуется оперативная реакция. Однако я бы, на их месте, не стал сию секунду выступать с извинительными речами: это может только подлить масла в огонь – мол, на воре шапка горит. Необходимо максимально быстро, но детально и глубоко изучить ситуацию и только потом выходить с какими-то заявлениями и мерами».

Кампания Detox стартовала в 2011 году, когда в центре внимания «Гринпис» оказались спортивные бренды Nike, Addidas и Puma. Марки откликнулись на призыв природоохранной организации и пообещали прекратить использование токсичных веществ в процессе производства своих товаров.

Акция Detox в европейских городах



Наталья Малютина, Sostav.ru