12.10.2012

Самые популярные СМИ квартала

Pussy Riot и Ксения Собчак – главные драйверы роста

Фото агентства Fotodom

Агентство медийных исследований Ex Libris выпустило рейтинг популярности российских СМИ за III квартал. Согласно новым данным, смена лидеров произошла в двух сегментах рынка: среди «Общественно-политических журналов» первыми стали The New Times, «Огонек» и «Коммерсантъ-Власть», а в сегменте «Деловых журналов» на 2-е и 3-е место вновь вернулись «Эксперт» и «Бизнес-журнал».

По данным Ex Libris, лидерство The New Times среди общественно-политических журналов целиком вызвано широким тиражированием в соцмедиа ссылок и цитат из нескольких хитовых публикаций («Pussy Riot: день второй. Инквизиционный процесс», «Алексей Навальный может быть арестован уже в понедельник», «Штопор», «Чаплин VS Бондаренко» и т. п.). Популярность этих материалов перекрыла даже 20%-е сокращение аудитории издания и спад его цитируемости в традиционных СМИ.

Лучшего результата за всю историю наблюдений достиг журнал «Огонек» (2-е место). С одной стороны этому способствовали весьма скромные достижения «Итогов», которые переместились с третьей на пятую позицию, и «Русского репортера» (скатился с первой на четвертую). Вместе с тем улучшились дела самого «Огонька» в отношении размеров аудитории и частоты ссылок на издание в цифровых и обычных СМИ.

В укреплении позиций «Эксперта» среди деловых журналов существенную роль сыграла высокая цитируемость его материалов. Также возросла частота ссылок на «Бизнес-журнал»: в соцсетях она увеличилась в 2,5 раза, что вместе с еще более заметным ростом популярности его текстов в традиционных СМИ позволило изданию достигнуть наилучшего для себя, третьего результата.

Поменялись местами два игрока сегмента «Деловые газеты»  - «Ведомости» и «Известия». Причем оба издания демонстрируют отрицательную динамику по ссылкам и аудитории. Кроме того, у «Ведомостей» подорожали рекламные площади. Однако падение «Известий» оказалось меньшим, что позволило им занять второе место после лидирующего «Коммерсанта». Остальные деловые газеты своих позиций не изменили.

Первую строчку среди «Массовых газет» заняли издания, объединённые под брендом «Комсомольская правда». Помимо изменений в методике учета данных, этому помог и почти двукратный рост цитируемости "КП" в соцсетях, где основными темами для обсуждения стали скандал вокруг Ксении Собчак и дело Pussy Riot. После этого падение рейтинга «Аргументов и фактов» (несмотря на незначительные потери в ссылках и читателях) произошло почти автоматически.

Стоит отметить, что с третьего квартала этого года данные по аудиторному охвату учитываются только по еженедельному выпуску «Комсомолки». При этом стоимость рекламного места учитывается как средняя между ценами за размещение в ежедневном и еженедельном выпуске. Перемены вызваны тем, что Издательский Дом «Комсомольская правда» выпускает две газеты под одним брендом и при упоминаниях другими СМИ невозможно разделить их цитирование. 

Наиболее стабильный сегмент 3-го квартала – «Общественно-политические газеты». Единственная перемена здесь – рокировка между «Независимой газетой» (с традиционного 6-го места на 4-е) и «Новыми известиями» (с 4-го места в прошлом квартале – на 6-е). Занять редкую для себя позицию «Независимой» позволило подробное освещение наводнения на Кубани и события вокруг Pussy Riot.

Рейтинг Ex Libris составляется на основе открытых данных и учитывает аудиторный охват издания, стоимость размещения рекламы на первой полосе, а также цитируемость его материалов в других СМИ и соцсетях. В конечный рейтинг входят газеты и журналы, занимающие наиболее высокие места в своих категориях. Некоторые издания в силу своей направленности могут присутствовать сразу в двух категориях – общественно-политической и деловой. 

 

Евгений Чепурной, Sostav.ru