28.08.2012

Россияне экономят на одежде и развлечениях

Авторемонт и отдых остаются самыми неожиданными источниками расхода

Иллюстрация Fotolia

Жители России настроены на режим экономии и намерены сокращать расходы практически по всем статьям. Бизнесу будет сложнее привлечь консервативного, осторожного потребителя, свидетельствует исследование холдинга «Ромир».

В июле «Ромир» провел очередной опрос на тему крупных покупок, его результаты сравнивались с данными за ноябрь 2011 года. Выяснилось, что россияне сократили некоторые статьи крупных расходов в первом полугодии, как и собирались. Исключение составили расходы на ремонт автомобилей, покупку мобильных телефонов и летний отдых. Второе полугодие текущего года россияне собираются провести под лозунгом тотальной экономии. Незначительная доля респондентов намерена купить недвижимость и мебель (10% и 7%). Как отмечают эксперты, неплохие перспективы открываются именно перед мебельным бизнесом.

В ноябре 2011 было зафиксировано значимое снижение потребительских настроений россиян в отношении 8 из 10 статей крупных расходов (кроме мебели и приобретения нового автомобиля). По остальным пунктам наблюдался значительный разрыв между теми, кто запланировал крупные покупки и теми, кто их уже осуществил. По словам экспертов, наиболее трудно планировать сокращение расходов на медицинские услуги, ремонт автомобилей и мобильные телефоны – они не являются продуктами предварительного выбора.

Действительно, статья «ремонт автомобилей» не только не снизилась по сравнению со вторым полугодием 2011, но даже немного возросла. Доля семей, в которых крупной покупкой стало приобретение мобильного телефона, снизилась весьма незначительно. Очевидно, что мобильный телефон (за исключением дорогих моделей) перешел в разряд повседневных непродовольственных товаров импульсивного спроса. Кроме того, россиянам не удалось сэкономить на летнем отдыхе: доля этих расходов осталась на уровне второго полугодия 2011 года.

Зато с 24% до 18% снизилась доля тех, которые потратились на медуслуги. По мнению «Ромира», россияне стали чаще обращаться за бесплатной медицинской помощью. Наиболее значительной статьей экономии стала одежда, ремонт в квартире/на даче и повседневные развлечения. Первые два пункта объясняются сезонным фактором, но отказ от развлечений выглядит как сознательная экономия.

Информационная служба, Sostav.ru