21.08.2012

Не «Моя Россия»

История с туристическим логотипом лишний раз подчеркнула несовершенство системы гостендеров

Коллаж Sostav.ru©

Вокруг логотипа российской Федеральной целевой программы развития туризма поднялась нешуточная шумиха. В конце прошлой недели в газете «Известия» была опубликована информация о том, что Ассоциация брендинговых компаний России (АБКР), до крайности возмущенная и разочарованная и самой работой, и условиями проведения тендера, намерена составить открытое письмо. Как затем выяснилось, письмо должно было включать в себя просьбу переделать логотип и внести изменения в ФЗ 94, в соответствии с которым проводился тендер. Однако текст так и не был обнародован - по нашей информации, АБКР пока что от этой идеи отказалась. Однако, есть вероятность, что текст все-таки будет опубликован.

Знак, который, уходя от всех формальностей, тут же окрестили «логотипом России», вызвал недоумение и критику со стороны брендингового сообщества. Напомним, что автором работы является компания «Артишок», входящая в группу Target Media. Состоит логотип из двух частей: «Россия» (Russia) и «Моя» (my), что по задумке создателей должно подчеркнуть идею «у каждого своя Россия». Тендер проводился в ноябре прошлого года, и первоначально Ростуризм планировал потратить на логотип 500 тыс рублей, однако в результате конкурса цена госконтракта снизилась до 155 тыс рублей. Многие игроки рынка подвергли жесткой критике и сам логотип, который сразу скорее воспринимается не как логотип федеральной целевой программы, а скорее как туристическая эмблема страны, а также систему проведения тендера, которая и стала причиной такого низкого качества работы. 

В Ростуризме подчеркивают: логотип создавался не для страны, а для конкретной программы. Однако восприняли его именно как эмблему России, графическое изображение нашей страны на международой арене.

«Речь не идет о создании логотипа России. Есть Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма, в рамках которой государство оказывает поддержку регионам, которые желают развивать туризм, - комментирует руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова. - В рамках этой программы предусмотрены мероприятия по продвижению этих регионов: конференции, семинары. Логотип призван объединить все более мелкие программы продвижения регионов внутри федеральной программы».

Даже если допустить, что логотип был создан исключительно для программы, воспринимается он все равно как логотип, представляющий страну. Да и как эмблема программы, считают эксперты, он выглядит невнятно, скудно и невзрачно

 

Представитель ведомства также отметила, что тендер был объявлен еще в прошлом году, и никто не мешал брендинговым компаниям принять в нем участие. Всего же было подано лишь четыре заявки.

На это заявление у экспертов есть свой ответ: информация о конкурсе не была должным образом доведена до профессионального сообщества. И здесь нельзя не согласиться: факт проведения тендера, и результат работы выигравшего агентства получили широкую огласку лишь спустя более чем полгода (напомним, тендер проводился в ноябре 2011 года).

Даже если допустить, что логотип был создан исключительно для программы, воспринимается он все равно как логотип, представляющий страну. Да и как эмблема программы, считают эксперты, он выглядит невнятно, скудно и невзрачно. Творческий директор Depot WPF Алексей Фадеев даже уловил некое сходство в начертании слова «Россия» в данном логотипе с написанием этого же слова в логотипе «Единой России» и в целом охарактеризовал его как ни о чем не говорящий и незапоминающийся.

По мнению творческого директора брендингового агентства FRONT:DESIGN Андрея Кожанова, выполненная работа – не более чем формальность, сделанная «для галочки», даже на уровне бюджета в 155 тысяч.  При этом история с «Моей Россией» лишний раз обнажила все недостатки проведения госзаказов.

«Такие тендеры проводятся весьма невнятно. Эта ситуация, честно говоря, даже уже не возмущает, – комментирует Андрей Кожанов. – Уважающие себя компании порой просто не участвуют в таких тендерах. Федеральный закон №64, в соответствии с которым проводятся такие конкурсы, сам по себе кривой, все сделано таким образом, чтобы этот тендер по-человечески не проходил. Зачастую агентства, входящие в АБКР и принимающие участие в таких конкурсах, сталкиваются с огромным количеством проблем, начиная с подачи заявки, заканчивая процедурой оценки, которая зачастую скрыта и не ясно, как осуществляется. Почему никто не участвовал в данном конкретном тендере? Во-первых, мало кто знал о нем, во-вторых, мало кто из тех, кто возможно знал, согласился бы в нем участвовать. Посмотрите на список участников этого тендера: какие-то странные, неизвестные компании. Это подтверждает то, что борьба была абсолютно нечестная».

Эркен Кагаров, художественный руководитель ПЦРД, также отмечает, что данный логотип – лишь частный случай, обнажающий одну большую проблему, одним из решений которой могло бы стать создание независимых экспертных советов.

«Создание независимых и выборных экспертных советов может улучшить ситуацию, - комментирует Эркен Кагаров. - Главное, чтобы они имели не совещательный голос, а главный. Ведь в государственных проектах тратятся налоговые деньги, не частные. Само формирование экспертных советов должно также быть прозрачно, например, это может быть рейтинговое голосование в нескольких ведущих профильных СМИ».

К сожалению, мы не можем представить точку зрения авторов логотипа, поскольку представитель компании Target Media отказался комментировать данную тему. Пока неизвестно, какое дальнейшее развитие получит сложившаяся ситуация, и будет ли оно вообще. Вполне очевидно, что Ростуризм не намерен аннулировать результаты конкурса, еще менее вероятно, что будут внесены какие-либо изменения в ФЗ №94, тем более в отсутствии какой-либо активности со стороны сообщества.

Наталья Малютина, Sostav.ru