26.12.2011

Накануне Нового года банки привлекают вклады

Что предлагают своим клиентам крупнейшие российские банки

Иллюстрация Fotolia
Банки решили не разбрасываться новогодними предложениями в условиях нестабильности на финансовом рынке. Выгодные условия и значительные скидки сдерживает возможное ухудшение экономической ситуации. Банки запасают средства, привлекая вклады и придерживая кредиты. Праздничные акции решил проанализировать «Коммерсант».

Издание опросило 50 банков, лидирующих по объему розничного бизнеса. В качестве новогодних предложений учитывались новые банковские продукты со специальными условиями, которые предлагаются в период с 1 октября до 29 февраля. Выяснилось, что полноценные праздничные акции по депозитам проводят 19 банков, по кредитам – всего 9.

В основном по новогодним вкладам предлагают размещение на срок 3, 6 и 12 месяцев. Минимальная сумма колеблется от 5000 до 100000 рублей, ставка составляет 7,5–12% годовых, что отличается от условий по стандартным продуктам на 1–3 процентных пункта (п. п.). Повышенные ставки компенсируются невозможностью пополнения вкладов. Всего 10 из 19 банков позволяют клиентам вносить деньги на счет. Это связано с печальным опытом: банки уже столкнулись с резким ростом расходов по таким вкладам и, как следствие, со снижением общей доходности.

Кредитные предложения выглядят более скромными. Ставки снизились на 6–8 п. п. по сравнению со среднерыночными. Некоторые банки предлагают кредитные карты с длинным льготным периодом до 120 дней в первый год. Однако следует обратить внимание на неценовые условия таких кредитов. Их преимущества доступны не каждому клиенту: например, Московский кредитный банк дает новогодние «Сказочные» кредиты до 3 миллионов рублей под 10% годовых, но только своим зарплатным клиентам и добросовестным заемщикам. Ханты-Мансийский банк снизил ставку по ипотеке до 10,9% годовых (при обычных для него 12,5%), но только на жилье в Санкт-Петербурге и при уплате первоначального взноса в размере 50%.

Отсутствие кредитных спецпредложений вполне логично в условиях напряженности на финансовом рынке, отмечает издание. Банки предпочитают тщательно скрывать этот факт. Так, некоторые продукты позиционируются как новогодние, но фактически таковыми не являются. Они представляют собой либо стандартные продукты с незначительными подарками, либо с несколько измененными ценовыми условиями. Например, в колл-центре одного из банков признались, что новогодняя акция по вкладу – «полуправда»: банк просто повысил процент по существующим стандартным вкладам на неограниченный срок. Попытки выдать повышение ставок по вкладам за «подарок» к Новому году достаточно распространены.

«Особняком» стоят всевозможные лотереи и розыгрыши. Тем самым банки не увеличивают для себя финансовые риски, поскольку выигрыши нечасты, и одновременно поддерживают необходимый темп прироста кредитного портфеля. Гарантированные подарки вряд ли способны заинтересовать потенциальных новых клиентов, но могут укрепить лояльность уже существующих.

Многие банки проигнорировали новогодний сезон акций и объяснили это тем, что «конец года и так высокий сезон для кредитования, благодаря стараниям ритейлеров». Более официальная версия звучала как: мы не испытываем затруднений с ликвидностью и в допсредствах не нуждаемся.