02.11.2011

Уйди с дороги

С чем связана и к чему приведет кампания против рекламы на дорожных знаках

Фото prestige-look.ru

Федеральная антимонопольная служба вслед за депутатами Госдумы объявила войну такому достаточно популярному формату «наружки», как реклама на дорожных знаках. За последнее время волна вердиктов о незаконности данного типа рекламных конструкций прокатилась по всей России, и столица не стала исключением. Представители ведомства прямо указывают статьи в федеральном законодательстве, которые нарушает размещение рекламы на дорожных знаках. И, тем не менее, этот бизнес существует и неплохо себя чувствует многие годы прямо под носом у надзорных органов. С чем же связана такая активность властей сейчас?

В понедельник Московское Управление ФАС сообщило, что комиссия ведомства признала заметного игрока в указанном сегменте наружной рекламы – ООО «М Инвест» – нарушившим закон в связи с тем, что оператор размещал рекламу на опорах с дорожными знаками. Среди рекламодетелей «незаконки» оказались весьма уважаемые компании: официальные дилеры Volkswagen «Авилон», «Немецкий дом», «Авто Ганза» и «Автотрейд-АГ», гипермаркеты «Карусель» (X5 Retail Group) и LEROY MERLIN (АШАН).

В действиях оператора антимонопольщики нашли признаки нарушения федерального закона «О рекламе» в ч. 3 ст. 19 (не допускается распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения) и п. 3 ч. 4 ст. 5 (не допускается сходство рекламы с дорожными знаками). То есть законодательство однозначно трактует такой вид размещения как незаконный, и соответствующие предписания об устранении нарушений были выданы представителям оператора.

Как отмечалось выше, тенденция борьбы с рекламой на дорожных знаках прослеживается по многим российским регионам. Казанское УФАС начало расследование против местного оператора «Знак-Сервис» по факту размещения рекламы на дорожных указателях, в том числе таких брендов, как «ВТБ 24» и MediaMarkt. Проверка в Нижнем Новгороде привела в признанию части операторов виновными в нарушении закона и крупным штрафам, разбирательства по другим игрокам продолжаются до сих пор. На прошлой неделе к кампании против размещения рекламы на дорожных знаках пообещал присоединиться и Великий Новгород.

Фото remdor.ru
Средняя стоимость рекламно-информационного знака (РИЗ) в Москве размером 1,2х1,8 м на улице с двумя и более полосами движения в одном направлении составляет порядка 100 тысяч рублей в год (с НДС, но без учета единовременной платы за установку)

Активная работа по проверке операторов началась после того, как в мае этого года в так называемом проекте поправок «четырех председателей» в федеральный закон появились положения, ужесточающие контроль за дорожной рекламой. Одобренный правительством и прочими инстанциями документ предлагал запретить распространение рекламы не только на самом знаке дорожного движения, но и на его опоре или другом приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, а также установку и эксплуатацию рекламной конструкции над дорогами, на объектах инженерной и транспортной инфраструктуры.

В конце сентября в рамках Таможенного союза был разработан обязательный для всех стран-участниц техрегламент «Безопасность автомобильных дорог», который вовсе предложил полный запрет на размещение рекламной или иной информации, не имеющей непосредственного отношения к организации движения в полосе отвода автомобильной дороги (имеются в виду земельные участки, предназначенные для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса).

Несмотря на то, что операторы называют свою продукцию не рекламной, а информационной (в прайс-листах так и указывают - «Услуги по оптимизации и маршрутному ориентированию транспортных потоков»), законодательные усилия властей могут в скором времени поставить точку на этом маркетинговом инструменте. По различным оценкам, объем этого рынка может составлять на данный момент 170-250 миллионов рублей в год, а о количестве компаний, работающих в этом сегменте, можно только догадываться.

Читать также:

ОЗПП Федеральный Закон «О рекламе»

Эльдар Соколов, Sostav.ru