26.09.2011

Стекольное лобби победило пивное

Экологи и правозащитники требуют разъяснений по новому регламенту, запретившему вторичное использование стеклотары

Иллюстрация Fotolia

"Гринпис", Конфедерация Обществ потребителей и ряд экологических и потребительских организаций России, Казахстана и Белоруссии обратились к Комиссии таможенного союза с просьбой разъяснить запрет на использование оборотной стеклотары.

Напомним, что технический регламент "О безопасности упаковки" был утвержден 16 августа, а вступить в силу должен с 1 июля 2012 года. Документ запрещает повторно использовать стеклянные бутылки для разлива алкогольных напитков и детского питания, основная задача которого - защита здоровья граждан.

Экологи и правозащитники убеждены, что утверждение регламента пролоббировано производителями стеклотары, заинтересованными в заказах со стороны пивных компаний.

Об очевидном лоббизме стекольной отрасли заявляет и директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз.

"Непонятно только, откуда у стекольного лобби взялось столько денег на лоббирование данного решения, что они смогли превозмочь финансово пивное лобби", - сокрушается эксперт.

К слову, в СМИ некоторое время назад сообщалось, что идея запретить оборотную стеклотару, действительно, принадлежит представителю стеклотарного завода "Рустжам-Кубань" Маргарите Покиньбура. Этот завод является одним из крупнейших в своей отрасли.

По словам координатора "Гринпис" России Алексея Киселева, цены на стеклобой, который в том числе используется в качестве сырья для производства стеклотары, низкие, сдают битое стекло граждане неохотно. Если за целую бутылку можно выручить до 1,20 рубля, то за стеклобой - всего 20-30 копеек. Если оборотную стеклянную тару больше принимать не будут, люди постепенно перестанут сдавать бутылки в приемные пункты, вследствие чего последние через какое-то время будут вынуждены закрыться.

Новый регламент волнует не только экологов и правозащитников. Запрет на вторичный оборот стеклотары коснется и пивной промышленности, в которой в такой таре выпускается до 15% продукции.

"В прошлом году было продано от 20 до 22 миллиардов "условных" бутылок пива по 0,5 л. Из них около 55% - в стекле, примерно 25% - в пластике и менее 20% - в жестяных банках, - говорит Вадим Дробиз. - При этом 3 миллиарда бутылок выпускается в оборотной таре. Запрет на повторное использование стеклотары приведет к тому, что каждый год придется утилизировать порядка 15-16 миллиардов бутылок. Вторичная тара дешевле. Одна бутылка может пускаться в оборот несколько раз. Для пивной отрасли крайне выгодно использовать вторичную тару".

Схожую позицию занимает компания "Балтика", в которой порядка 30% пива разливается в оборотную тару. Компания активно развивает проект "Оборотная бутылка" по сбору и повторному использованию тары. Данная деятельность осуществляется с привлечением бизнес-партнеров и экологических организаций.

Но больше всего пострадают средние и мелкие пивоварни, в которых более трети продукции выпускается в оборотной таре.

Директора по корпоративным связям и информации ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" Алексея Кедрина возмущает еще и тот факт, что регламент был принят без широкого публичного обсуждения с участниками рынка и экспертами о целесообразности ввода такого запрета.

По словам Алексея Кедрина, регламент противоречит мировой практике, в которой предприятия пищевой промышленности, в том числе пивоваренные заводы, отдают все большее предпочтение использованию оборотной стеклянной таре.

Наталья Малютина, Sostav.ru