25.08.2011

Игра в медиа

Основатель и гендиректор холдинга Gameland Дмитрий Агарунов о фундаментальных ценностях в бизнесе, кризисе прессы и бесполезности модных digital-инструментов


Добрый день. Первый вопрос хочу задать о вашем телеканале. Где-то год назад вы провели полное перепозиционирование с канала для геймеров на канал для мужчин. Помню даже формулировку, которой вы объяснили свое решение - исчерпали возможности по расширению числа рекламодателей. Насколько ваши надежды оправдались?

С вашего позволения, начну с предыстории. В двухтысячных для нас стали очевидны две вещи: видов медиа много, а люди одни. Наши энтузиасты не зациклены на одном каком-то виде медиа, так как каждый человек потребляет информацию в разных пропорциях от ТВ, радио или прессы. По нашему мнению, что в идеале бренд должен существовать в как можно большем количестве измерений и пространств, медийных и немедийных – это сайт, журнал, телевизор, электронная коммерция, магазин, клуб, тариф. Классический пример – пакетики с зеленью «Афиша.Еда», если вы читаете этот журнал и доверяете ему, то купите этот продукт, зная, что скорее всего там качественная зелень. Бренды и доверие к ним в нашей работе играют большую роль.

Мы шли по этому пути, не зная, в какой пропорции со временем виды медиа будут меняться, поэтому предпочли иметь все. В основном мы вложились в интернет в той форме, которая была единственно возможна в 2005-2006 годах – выкладывание информации на сайт. И выбрали для запуска нашего первого телеканала ты сферу, в которой понимали больше всех. Мы собрали сообщество отраслевых производителей, поделились своими планами, получили поддержку и запустили канал в 2008 году.

К сожалению, спустя три месяца из двух сотен компаний-партнеров осталось только две – запуск канала совпал с началом кризиса. Мы сделали очень дорогой эксперимент, потратили на это несколько миллионов долларов, но научились делать телевидение. Скажу вам, по другому в нашем деле не учатся.

У нас нашлись силы признать свои ошибки уже в 2009 году. Стали думать о том, чтобы просто закрыть канал, однако была продела большая работа по созданию сети распространения среди кабельщиков. Мы решили использовать имеющуюся сеть, к тому моменту у нас было 4 миллиона подключенных абонентов.

«Мы сделали очень дорогой эксперимент, потратили на это несколько миллионов долларов, но научились делать телевидение. Скажу вам, по другому в нашем деле не учатся»

Во второй раз я решил не "закидывать валенками", выбрал скромность и поехал в США учиться и проверять концепцию, провел почти месяц в компании FОХ, обучаясь по приглашению CEO FOX TV Кевина Рейли. С этими знаниями и подтверждением концепции, мы начали новый канал. MAN TV понятный для рекламодателей, у нас - сильная экспертиза в мужских увлечениях.

На такую вот конвертацию нашей существующей экспертизы в нишах и мужских де-факто увлечениях, мы наложили психографический подход: мы сделали вывод, что в московском обществе есть довольно сильное давление на мужчин в плане отнятия у них мужского начала. Мужик должен быть вежливый, нежный, такой, сякой, и мы увидели, что есть некий внутренний протест, синдром «Бойцовского клуба». И в эмоциональном поле бренда, добавили к концепции, помимо глубокого знания увлечений, поддержку этого мужского начала.

Это - стартап, был привлечен новый венчурный капитал, мы и наши инвесторы решили рискнуть. Мы выбираем подход "лучшес делать и жалеть, чем не сделать и жалеть". И - концепция "выстрелила". Если у Gameland TV максимальная аудитория достигала 600 тысяч, то через пять месяцев после запуска Man TV у нас было два миллиона месячных зрителей, и три миллиона накопленной аудитории. То есть в плане аудитории и концепции несомненный успех, что касается рекламы, то мы продали в несколько раз меньше, чем хотели. Это связано с нашей некомпетентностью в сфере продаж телевизионной кабельной рекламы, а еще с нашими завышенными ожиданиями. Мы продали больше, чем любой аналогичный канал с такой аудиторией, любой новый канал, но рассчитывали на большее. Сейчас мы ищем стратегического партнера, с которым вместе будем развивать канал и доведем его до прибыльного состояния.

Ваша компания – одна из наиболее заметных в плане оказания соцмедиа-услуг. Станут ли соцсети носителем для качественного контента? И смогут ли они стать основным элементом познания потребностей людей?

Знаете, я вырос в рабочем районе Ярославля, он назывался Брагино. В основном там жили рабочие крупных ярославских заводов, на одном из них я, кстати, трудился токарем. Практически все мои соседи, одноклассников были выходцы из простых рабочих семей. Модно у нас было носить строительную телогрейку, кирзовые сапоги, и шапку с зашитыми сзади ушами. Зимой, подростками, мы проводили время на улице, а когда мерзли, заходи в подъезд, грелись там возле батареи и вели разные подростковые разговоры.

Короткий ответ на ваш вопрос – не знаю.

Мы довольно много ресурсов тратим на исследование социальных сетей. Смотря на то, что пишут там подростки - это ровно те самые разговоры, которые мы вели в подъезде, покуривая и бесконечно повторяя две-три темы. Я как взрослый человек, не нуждаюсь в знаниях, какой кто купил новый мобильный телефон или где он поел – это информационный мусор, а не медиа.

Дмитрий Агарунов – основатель и гендиректор медиакомпании Gameland. Образование – МГТУ им. Баумана, профессиональные программы Стенфордского университета, Стокгольмской школы экономики и Массачусетского технологического института. Активный член организаций FIPP, ГИПП, YPO(Young Presidents Organization), EO (Entrepreneurs Organization). Женат, воспитывает пятерых детей.

Доказанный инструмент общения есть, доказанный рекламный инструмент уже есть - им пользуются сотни миллионов людей. Что это за медиа среда и для кого она, пригодна ли для доступа к качественному контенту – я не знаю. Для меня пока это подъезд.

От социальных сетей, интернета, нефти или денег - знаний, опыта и мудрости не прибавляется. Что касается измерительного инструмента - мне кажется, это уже давно свершившийся факт: социальные сети - дешевый и суперэфективный способ получения обратной связи.

Сейчас мы видим тенденцию, что от бумаги медиакомпании переходят к цифре, например, в интернет и приложения к планшетам. Мы видели это в кризис, когда американские газеты с полутора вековой историей отказывались от бумажной версии. Вы считает, это правильный путь?

То, что пресса падает или стагнирует – это очевидно, как и то, что в интернете в целом (немедийном!) больше бизнеса и рост. Легитимна ли модельполного отхода от бумаги и концентрации на интернете? С точки зрения капитала - очевидно, да.

Относительно планшетников могу сказать, что много есть с этим носителем экспериментов, только денег там пока нет никаких. Поэтому назвать это успешной бизнес-моделью нельзя. Это один из тысяч инструментов, экспериментов, который стал объектом столь пристального внимания благодаря массовой некомпетентности .

Разве вы читали в 1998 году тысячи статей о Google, о том, что обычный еврейский пацан из Москвы, который брал у Стенфордского университета компьютеры для ремонта на несколько часов, откроет новый алгоритм, который перевернет мир? Способность людей предсказывать будущее не надо переоценивать – пожалуй, ее просто нет. Другое дело, что есть многочисленные эксперименты, и некоторые становятся более известными, а некоторые нет. Известность предмета и его успех никак не связаны.

Сегодня крупнейшие издатели Америки зарабатывают на планшетных версиях совсем смешные доли процентов. Мы спокойно относимся к планшетам, как к одному из экспериментов, которые любая компания обязана непрерывно делать. Например, эксперимент по электронной подписке мы началали еще в двухтысячном году. В прошлом году мы проводили эксперименты, исследуя чтение с планшетников различные группы людей - результат такой же, как и везде в мире: восторг, а через неделю «не могу читать, не хочу читать, ни платно, ни бесплатно – просто неудобно». Пока можно определенно сказать, что длинные и «тяжелые» статьи люди предпочитает читать на бумаге, а короткие новости, не очень важные вещи , где нет требований по доверию к экспертизе – предпочитают потреблять с экрана, какого именно - мобильного или другого – не играет роли.

Еще раз повторю, мы относимся к планшетным версиям как к одному из сотен экспериментов, которую надо проверять и уделять внимание, но ровно столько, сколько необходимо. Это не источник прибыли, не то, за что люди готовы платить. Формулы «уход из бумаги в планшеты» нет, если к тому были предпосылки, времени достаточно прошло для формирование доказанной бизнес - модели.

«Я все время своим главредам говорю: если ваш месячный труд не стоит чашки кофе в «Старбаксе», давайте не будем работать»

А как обстоит дело с электронными версиями у ваших журналов?

Версии есть далеко не у всех журналов, большинство мы намеренно сняли. В этой области у нас вот как сложилось: мы слишком рано зашли в интернет, еще в 2007-м, а весь прошлый год из него выходили. Мы разочаровались в модели бесплатной информации, чтобы приходили на сайт люди, а рекламодатели это оплачивали. Мой вывод из всей этой истории: нет такого количества рекламодателей, чтобы оплачивать людям весь нужный им качественный контент. Подавляющее большинство медийных сайтов в бесплатным контентом и в США, и в России – убыточные.

Возвращаясь к базовым ценностям, - вот например, вы - журналист, вы трудились, создавая некий продукт – нормально, если ваш труд оплачивается. И не нормально, если вы приходите в салон и говорите «я хочу этот Мерседес», и только за то, что вы пришли, какой-то рекламодатель оплатил эту покупку. Почему мы уважаем труд рабочих на заводе в Штутгарде, и не уважаем труд журналистов и экспертов. Если нет денег покупать качественно подобранную, скомпонованную, качественно сделанную информацию, значит, это просто не нужно человеку. Пытаться заставить рекламодателя за это платить – у меня это ничего, кроме смеха, не вызывает. В целом это даже некоторое противоречие со здравым смыслом.

Поэтому журналы у нашего издательства очень дорогие, большинство окупаемы и без рекламы. Я все время своим главредам говорю: если ваш месячный труд не стоит чашки кофе в «Старбаксе», давайте не будем работать. Люди не задумываются, когда приходят в «Старбакс» и покупают кофе за двести-двести пятьдесят рублей, и они не должны думать - покупать наш журнал за триста или за тысячу рублей, а если они задумались – значит мы что-то неправильно делаем.

Вторая наша формула заключается в том, что все издержки должны быть оплачены, и еще оставалась прибыль. Если не выходит, не надо этим заниматься.

Не секрет, что прессе, и глянцу в частности, пока не удалось вернуться по рекламным доходам на уровень докризисного 2008 года. Как вы думаете, удастся наверстать рынку этот провал?

Думаю, не удастся. Рынок, конечно, может расти, но я не вижу не одной причины, чтобы он догнал уровень тех лет. Понимаете, есть общая динамика рекламного рынка, и она, конечно, связана с динамикой экономики. А в экономике ничего кроме стагнации я лично не ожидаю.

Мы сейчас пожинаем плоды того, что тридцать-сорок лет богатые страны тратили больше, чем зарабатывали, обеспечивая социальные нужны, и, тем самым, залезая все глубже в долги. Вот сейчас началось время возврата долгов, и, соответственно, придется тратить меньше, чем мы зарабатываем, и так многие, многие годы. Надеяться на какое-то волшебное разрешение этой проблемы не приходиться. Весь мир вступает в период экономической перестройки, реструктуризации, переносов центров развития и потребления, а это как минимум влечет за собой несколько лет стагнации в плане цифр текущей экономики.

Реклама в данном случае – это одна из отраслей экономики, и период перестройки (который сам по себе – дело благое) дал и будет давать индустрии очень много трендов, идей для развития. Как они друг на друга повлияют, пока никому не понятно.

«Я называю поколение аналитиков двухтысячных «пэтэушниками с мерседесами», потому что знаний нет, есть только опыт десяти лет и уверенность, что если десять лет росло, то и одиннадцатый будет»

Из ваших слов следует, что вы не очень доверяете прогнозам аналитиков?

Я пока не видел ни одного центра или имени, которые были системно, постоянно говорили, анализировали и понимали, что происходит.

Я называю поколение аналитиков двухтысячных «пэтэушниками с мерседесами», потому что знаний нет, есть только опыт десяти лет и уверенность, что если десять лет росло, то и одиннадцатый будет. Но если вы восемнадцать лет росли в вышину, это не значит, что еще восемнадцать будете расти. Вся аналитика именно на этом строится: предсказывать рост в годы роста они горазды, но мы убедились в их действительных аналитических способностях в кризис. Есть еще другой термин - "ослы, нагруженные книгами".

Если аналитики не способны, по вашему мнению, помочь обойти подводные камни, на что вы ориентируетесь в развитии своего бизнеса?

Нет, сам по себе анализ - дело хорошее, было бы глупо говорить, что целый пласт людей этой профессии заведомо дураки. Я говорю немного о другом: в экономике, и особенно в медиа, пока не найдено ничего, что было бы источником некой долгосрочной предсказуемости. Для меня это даже немного религиозная идея – мир непредсказуем и никогда не был предсказуемым. Половина тех, кто начинал войны, чтобы победоносно выйти из кризиса, их проигрывали. Поэтому предсказания и конструирования в лучшем случае ограничены двумя-тремя годами, если хочеться на материальной основе что-то отманипулировать.

Постоянно работают только фундаментальные ценности, однако, очень мало государств ведут свои нации, основываясь на них. Поэтому даже суперуспешные в экономическом плане страны, такие, как США, в последнее время латают дыры, деньгами откупаются от населения, а чтобы эти деньги достать, манипулируют финансовыми инструментами здесь и сейчас. И тем самым нарушают простую формулу – «заработал-поел». Нельзя до бесконечности поддерживать ситуацию, в которой я зарабатываю двадцать долларов, а могу тратить тридцать - это же фундаментальное противоречие.

Я выбираю опираться на фундаментальные ценности, особенно в кризис, в период изменений. Поэтому не пытаюсь прогнозировать. Для меня главное - опираться на фундаментальные вещи, на базовые ценности, чтобы определить что мы должны делать в данный конкретный момент. А фундаментальные ценности для нас – это, например, религиозные заповеди, какой бы не был кризис, мы не будем воровать и убивать. Материальный принцип заключает в том, что бизнес – это делание чего-то хорошего для людей, поэтому мы непрерывно спрашиваем, что нужно делать, и делаем это. Отрасль- медиа или какая-то иная сфера – для нас не играет принципиальной роли. Мы компания, ориентированная на людей, потому что люди и их развитие – это фундаментальная ценность.

Задам вопрос, который не могу не задать – насчет конфликта с Национальной тиражной комиссией. Глава этой организации Игорь Яковенко впрямую обвинил вас в обмане с тиражами. Какова ваша позиция в этом конфликте и как отреагировали рекламодатели?

«От социальных сетей, интернета, нефти или денег - знаний, опыта и мудрости не прибавляется»

Я, к сожалению, не знаю, что это за тиражная комиссия. Некая организация, непонятно кому она принадлежит, кто ей доверяет. Я ни с кем из этой организации лично не знаком, «Геймлэнд» в нее никогда не входил. В первый раз я о ней услышал, когда началось медийное обсуждение, инициированного ангажированным СМИ. Меня и нашу компанию довольно часто обсуждают - это следствие того, что мы находимся в медийном бизнесе, ведем себя независимо, часто - необычно для классиков индустрии. Если меня обсуждает Владимир Владимирович, наверное, этому нужно уделить какое-то серьезное внимание, а если человек, которого я не знаю и имя в первый раз слышу – я не готов этому уделять внимание.

Ни один из квалифицированных рекламодателей не мог отнестись к этому иначе, нежели я. Мы совместно работаем, сконцентрированы на делах, и не хотим реагировать на все, что о нас говорят. Чем крупнее и ярче бренд, тем больше вокруг него разговоров. Назовите мне любую известную компанию, и наверняка мы найдем список статей и книг, разоблачающих ее зловредное влияние на человечество. Я не встретил ни одного человека в профессиональном сообществе, который к заявлениям комиссии этой отнесся всерьез, а непрофессиональное мнение меня не интересует, как и частные цели отдельных лиц. Которые безусловно присутствовали в данной истории.

Мы участвуем в исследовании «Гэллопа», компании, обладающей длительной международной репутацией. Для меня и для участников рынка - это легендарная организация, у меня нет сомнений в ее компетентности и авторитете. И рекламодатели просят именно данные TNS и именно на их основе формируют свои решения. Когда будет запрос измерить что-то еще – мы это сделаем. Таких пожеланий пока не поступало - это оправдано, поскольку профессионалу нужно, в первую очередь, влияние медиа, а не его тираж.

 Медиакомпания Gameland была основана в 1992 году и первоначально специализировалась на импорте и торговле видеоиграми, имея к 1995 году сеть собственных специализированных магазинов. В 1996 году было принято решение о запуске первого периодического издания – журнала «Страна игр». С 1998 года главным направлением бизнеса компании становится создание и развитие новых медиа. В настоящее время входит в пятерку крупнейших издателей журналов в России. Портфель продуктов включает журналы «Страна Игр», «PC Игры», Total Football, Total DVD, «Тюнинг автомобилей», «Форсаж», «Хулиган», Smoke, «Свой бизнес», «Вышиваю крестиком», «Хакер», «Железо», Digital Photo, «Фотомастерская», T3, High Definition, телеканал Man TV, интернет-сайты TotalFootball.Ru, Gameland.Ru, Xyligan.Ru, Digital-Photo.Ru, портал «Форсаж», FRSG.Ru, Xakep.ru, Xard.Ru, MyBiz.Ru, CrossStitcher.Ru
Эльдар Соколов, Sostav.ru