09.06.2011

Законодательные инициативы в области ограничения курения не смогут заставить людей бросить курить

По мнению экспертов, в лучшем случае через 7-10 лет хорошо продуманной, целенаправленной пропаганды здорового образа жизни удастся добиться необходимых результатов

Фото с сайта timpul.md
Одной из последних антитабачных инициатив в области ограничения курения стал проект закона "О защите населения города Москвы от табачного дыма", вынесенный в марте текущего года на открытое общественное обсуждение. С тех пор вокруг него ведется нешуточная борьба между сторонниками запрета курения и теми, кто считает данную меру необоснованной и ущемляющей права курильщиков. Между тем, 2 июня в Московскую городскую думу депутатами законодательного собрания Санкт-Петербурга был внесен новый законопроект, устанавливающий многочисленные запреты на курение и на продажу сигарет и даже содержащий поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Так, за курение вне специальной площадки предусматривается штраф от 500 до 1,5 тысяч рублей.

К чему может привести подобная практика запретов и насколько она действенна решили разобраться в пресс-центре "АиФ" эксперты рынка.

Так, по мнению президента Федерации рестораторов и отельеров Игоря Бухарова, если запрет на курение в общественных местах, в том числе в барах и ресторанах примут, то навряд ли люди перестанут их посещать. "Нет, не перестанут, просто будут выходить курить на улицу, пока это еще можно будет делать. Такая практика действует сейчас в Италии, Германии, Испании. Иначе говоря, не будет таких людей, или же их будут единицы, которые скажут: мы перестанем посещать рестораны, если в них нельзя будет курить. Соответственно, ресторанный бизнес не пострадает. Здесь есть другой момент: зачем это нужно государству, по крайней мере в той форме, как это происходит сейчас", - сказал он.

При этом Игорь Бухаров отметил, что является противником курения, и прекрасно понимает, что прямые запреты, которые пытаются ввести сейчас, не эффективны, так как они просто не будут выполняться.

"Разумеется, законопроекты в области ограничения курения, как и сама оздоровительная политика в государстве необходимы. Но на их осуществление нужно время. То есть за определенный период необходимо шаг за шагом двигаться в этом направлении. Так, в США первое открытое заявление Министра здравоохранения о вреде курения относится к 1964 году. С тех пор прошли десятки лет, и город Нью-Йорк полностью отказался от курения. Если мы приезжаем в США, мы видим людей, ориентированных на здоровый образ жизни. Они занимаются спортом, они следят за здоровьем. Такой результат не может быть достигнут категорическими запретами. Для этого необходимы, по крайней мере, 7-10 лет. 7-10 лет хорошо продуманной, целенаправленной пропаганды здорового образа жизни.

Алексей Митрофанов, известный политический деятель, признает, что курение - это государственная проблема. Однако, прежде всего, считает он, это проблема несоблюдения уже принятых законов, несостоятельности системы наказаний и штрафов. "Запретами на курение табака в общественных местах государство ничего не добьется. А увеличение акцизов приведет к развитию рынка контрафактной продукции", - отметил Митрофанов.

Сейчас в России большая доля рынка табака принадлежит иностранным компаниям. "Политика государства такова, что отечественные производители не только не поддерживаются, но и вынуждены уступать свои позиции в рыночной сфере. Они не выдерживают конкуренции. Иностранные табачные гиганты чувствуют себя уверенно на рынке, более того, я уверен, что все законодательные инициативы, о которых мы сегодня говорим, никак не отразятся на бизнесе иностранных табачных гигантов. Тогда не ясно, зачем такая политика вообще нужна", - считает он.

По словам Алексея Митрофанова, все те антитабачные кампании, которые проводятся в России, неэффективны. Они не работают и не привлекают интереса общественности, с помощью них нельзя добиться никакого результата. "Мы как были страной, занимающей лидирующие позиции по количеству курящих, так ею и остаемся. Так почему бы не работать в этом направлении? Почему бы не сделать пропаганду здорового образа жизни массовой, качественной, привлекающей внимание общественности? Возможно, более креативной, возможно, более дорогой, но такой, чтобы она действовала? Необходимо вести качественную работу с населением - сейчас она полностью отсутствует".

Руководитель комиссии "ОПОРЫ России" по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле Владлен Максимов называет внесенный в Мосгордуму законопроект результатом работы сетевых лоббистов. "Есть организации, которые получают гранты, есть такие, которые связаны с крупными коммерческими сетями. Всем известно, что Фондом Блумберга ежегодно выделяется порядка миллиона долларов различным общественным организациям на борьбу с курением. Затем рождаются законопроекты, которые заставляют людей бросать курить и пользоваться лекарственными препаратами, помогающими избавиться от табачной зависимости. Это один момент". Вторым моментом глава комиссии "ОПОРЫ России" считает неоспоримый интерес крупного сетевого ритейла, который выигрывает на запрете продажи сигарет в мелкорозничных нестационарных объектах - кисках. "Сейчас в стране функционирует огромное количество киосков, основной торговый оборот которых составляет сигаретная продукция. В случае принятия законопроекта большая часть киосков закроется. В таком случае потребители, зная, что они не смогут купить пачку сигарет в любом киоске, будут приобретать блоки сигарет в крупных торговых сетях. Выгода последних очевидна", - добавил он.

Вадим Желнин, генеральный директор Ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром" уверен, что государству нужно подумать не о том, как заставить людей бросить курить, а том, как сделать так, чтобы люди изменили свои привычки. "Если говорить об ограничении курения, всегда можно найти компромисс и действовать таким образом, чтобы соблюдались интересы всех групп общества".

Со своим предложение выступил и Михаил Делягин, ведущий экономист и политический деятель, глава Института проблем глобализации (ИПРОГ). По его мнению, стоит отделить лоббизм от здоровья общества, поскольку любая массовая деятельность обязательно находит тех или иных лоббистов, иначе она имеет очень мало шансов быть массовой. Это касается, в первую очередь, тех общественных организаций, которые так активно борются сейчас с табаком, уверен Делягин.

Он считает, что нужно бороться не с курильщиками, а с курением как таковым. "Сейчас курильщиков унижают, что заставляет их, по-моему, еще чаще тянуться к сигарете. Однако есть множество способов, ограничивающих курение и учитывающих при этом интересы как курящих, так и не курящих. Например, необходимо разграничивать зоны в барах и ресторанах. Пусть будут разные зоны. Нет возможности сделать разные зоны - поставьте стеклянную стенку. Но создавать ситуацию, когда люди должны будут сидеть в ресторане и не курить - это, по-моему, уже перегиб", - отмечает экономист.

Согласно последнему исследованию, проведенному отделом маркетинговых исследований "Левада-Центра", 66% всех опрошенных не поддерживают полного запрета курения в местах общественного питания (ресторанах, барах и кафе). "Большинство, конечно, выступают за ограничение курения, но не за полный запрет. Особенно интересен тот факт, что большая часть респондентов не курят. Вывод очевиден: согласно общественному мнению, курение ограничивать необходимо, но не теми методами, которые использует сейчас российское законодательство", - подытожил Юрий Полетаев, руководитель отдела маркетинговых исследований "Левада-Центра".