12.05.2011

Россияне перестали читать

Одной из главных причин падения объема книжного рынка эксперты считают потерю интереса наших граждан к книге как таковой

Фото с сайта avestat.ru

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) опубликовало на своем официальном сайте доклад «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2011». Согласно материалу, объем этого рынка в рублях снижается уже второй год подряд: в 2009 году сокращение достигло 6% (70,4 миллиардов рублей), в 2010 году этот показатель достиг 8% (64,6 миллиардов рублей). При этом, в долларовом выражении падение рынка замедлилось. Так, если в 2009 году снижение превышало 20%, то в 2010 году оно составило только 6%. Стоит отметить, что у специалистов отрасли до сих пор нет единой точки зрения в отношении его объема в рублевом исчислении. Согласно их расчетам, этот показатель колеблется в диапазоне от 63,1 до 87,9 миллиардов рублей. По оценкам издательства «Эксмо», в 2010 году продажи в натуральном выражении упали примерно на 10%, а в денежном – на 5% из-за продолжающегося увеличения цен на книги и роста ВВП.

По результатам прошлого года наибольшую долю на рынке продолжают занимать независимые книжные магазины ( их доля выросла с 39% до 42%). При этом эксперты издательства «Эксмо» придают этому каналу еще больший вес – до 46%, а специалисты журнала «Книжная индустрия» вообще называют цифру 55%. Книготорговым сетям, потерявшим свой вес из-за закрытия большого числа сетевых магазинов в течение 2009 года, в 2010 году удалось отыграть свои позиции, прибавив 4% – с 20% до 24%.

Что же касается канала FMCG (книжные продажи в торговых центрах товаров повседневного спроса), то его доля, выросшая в 2009 году с 10% до 12%, сохранила свои позиции и в 2010 году (7,752 миллиардов рублей в денежном выражении). Однако по мнению специалистов журнала «Книжная индустрия», на долю канала FMCG приходится сегодня всего 5% продаж книжной продукции. Между тем, вследствие неразвитости традиционной книжной розницы многие специалисты видят в увеличении доли продаж через гипермаркеты и магазины Cash & Carry большой потенциал привлечения широкого круга потребителей.

Однако, здесь не стоит забывать о покупательной способности российских граждан. По данным государственной статистики о средней заработной плате населения в России и средней розничной цены на книги в Москве, зарплата росла в 2010 году быстрее, чем цены на книги (прирост средней зарплаты составил 14,85%, среднеотраслевой розничной цены на книги — 12,05%). Таким образом, эксперты предполагают, что продажи в книжных магазинах из года в год падают не столько из-за снижения покупательной способности россиян, сколько, в большей мере, из-за снижения их интереса к чтению и других внеэкономических причин.

Согласно материалам исследовательской компании «TNS Россия», общее медиапотребление российских граждан в возрасте от 16 лет и старше сегодня составляет около 8 часов в сутки. Из них чтению книг в общем объеме медиапотребления отводится 1,9% (около 9 минут в день) против 4% в 2008 году, чтению газет – 2% (около 10 минут) против 5% и чтению журналов – 1,2% (около 6 минут) против 3%. Но, одновременно с этим, нельзя не отметить увеличение числа читателей, использующих для чтения возможности современных гаджетов.

По оценке генерального директора компании «ЛитРес» Сергея Анурьева, российский рынок электронных книг по состоянию на конец 2010 года составлял около 2 миллионов долларов или 60 миллионов рублей (прирост за год 100%). Из всех российских читателей около 20% пользуются ридерами. Как отмечает НП «Федерация интеллектуальных прав», в прошлом году легальный рынок электронных книг в России достиг 2,5 миллионов долларов (75 миллионов рублей), а в совокупности с пиратским контентом – 10-12 миллионов долларов (330 миллионов рублей).

В целом, по мнению многих экспертов, прогноз развития книжной отрасли на 2011 год носит пессимистический характер, учитывая тот факт, что возможности дальнейшего увеличения цен на книги представляются крайне ограниченными. По словам Олега Новикова, падение рынка в натуральном выражении в текущем году продолжится и достигнет примерно 5%. Это связано с тем, что сегодня у отрасли нет ни финансовых, ни других ресурсов, чтобы исправить ситуацию. «Реальной помощью в преодолении падения рынка могла бы стать активная пропаганда чтения, но для эффективного решения этой задачи нужны масштабные мероприятия, проводимые при государственной поддержке», - отмечает он.

Генеральный директор казанской книготорговой сети «ТАИС» («Дом книги») Борис Мусташкин, считает, что глобальных изменений на рынке в 2011 году не произойдет. «Продолжатся те тенденции, которые себя так или иначе уже проявили. Спрос на книги будет сокращаться за счет снижения интереса к чтению в принципе. Продажи книг в Интернете будут расти, а в традиционной рознице – падать, особенно в небольших магазинах, которые не смогут предложить посетителю достаточный выбор. Будет увеличиваться число обладателей электронных книг, что также скажется на продаже бумажной книги. Цены неизбежно вырастут», - объяснил он. А также, по его мнению, будет увеличиваться влияние и присутствие в регионах федеральных сетей.

Что же касается электронных книг, то многие эксперты не считают возможным и целесообразным перевод в электронный формат всех книг, учитывая те преимущества, которые имеются у традиционных книг (цветные иллюстрации, тактильные ощущения). По словам Новикова, в перспективе электронным книгам может принадлежать до 30% рынка, что совсем не означает сокращения рынка традиционных книг на 30%, скорее произойдет рост рынка в целом. Свою долю в российских продажах электронных книг «Эксмо» оценивает примерно в 40%.