04.05.2011

Сотовым компаниям все сложнее продавать мобильный контент

Рост продаж мобильного контента в прошлом году снизился вдвое

Сотовые компании

Продажи мобильного контента в 2010 году выросли на 21% и составили 39,22 миллиарда рублей. Впрочем, по сравнению с 2009 годом, когда рынок вырос на 45%, темпы роста снизились вдвое. Прежние темпы сохранил только МегаФон, его доходы от игр, картинок, мелодий увеличились на 44% и достигли 11,8 миллиарда рублей. ВымпелКом заработал на контент-услугах 10 миллиардов рублей, у МТС – самый большой доход, 13,5 миллиарда, хотя темпы роста составили всего 2%.

ВымпелКом увеличил доходы за счет агрегации мобильного контента, говорят участники рынка. Гендиректор одного из партнеров оператора – Zed Group – Хавьер Перез Долсет рассказал «Ведомостям», что основным источником дохода являются платные подписки на текстовые рассылки: новости, прогнозы, анекдоты и т. п. Сейчас у контент-агрегатора «Zed-тема» более 300 платных подписок. Двигателем продаж контента остались и услуги RingBackTone (RBT, подключение мелодии вместо гудков). Представители МТС и МегаФона подтверждают, что информационные подписки – популярный канал продаж контента. Но лучше, когда этот канал у оператора собственный. Тогда условия подписок, организованных сторонними провайдерами, не вызывают претензий у абонентов.

Отчисления от контент-провайдеров МегаФона составили в 2010 году 35%, у ВымпелКома – около 55%, МТС свои данные не раскрывает.

Сейчас операторы стараются сократить зависимость от сторонних провайдеров. К этому их подтолкнули прошлогодние скандалы с sms-мошенниками. После вмешательства Роскомнадзора операторы оказались вынуждены ограничить доступ к сервисам, собравшим много жалоб. Как отмечают аналитики, сотовые компании пытаются расширить присутствие на рынке мобильного контента, в частности, входят в капитал некоторых контент-провайдеров. Так, ВымпелКом в 2007 году стал совладельцем контент-агрегатора «Темафон» (сейчас «Zed-тема»), а МегаФон годом позже приобрел «Инкор» – провайдера услуги RingBackTone.

Главной угрозой эксперты считают online-магазины производителей мобильных устройств, такие как AppStore, Android Market и др. Только в AppStore доступны уже более 350 тысяч приложений для устройств Apple. Операторы вынуждены либо сотрудничать с этими площадками, либо создавать аналоги.

Напомним, что МТС в марте запустила свой online-магазин (/news/2011/03/16/cod8/). До конца 2011 года ВымпелКом планирует сделать то же самое.