06.04.2011

Надпись «Алкоголь вредит Вашему здоровью» может появиться на бутылках со спиртным

Проект техрегламента о безопасности алкогольной продукции вынесен на публичное обсуждение

Иллюстрация фотобанка Fotolia

Покупателям собираются рассказать о вреде алкоголя. Предупреждающие надписи "Алкоголь вредит Вашему здоровью" скоро могут появиться на всех бутылках со спиртным. Не заметить их будет сложно - размер надписи должен занимать не менее 20% площади этикетки.

Такое требование содержится в Проекте постановления правительства РФ "Об утверждении технического регламента о безопасности алкогольной продукции". Документ опубликован на сайте Минэкономразвития для проведения "публичных консультаций".

Предупреждающая надпись должна быть "нанесена прописными буквами, черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легкочитаемым шрифтом максимально крупного размера с междустрочным интервалом, не превышающим высоту шрифта" и занимать не менее 20% потребительской тары или этикетки.

Руководитель подкомитета ТПП по регулированию алкогольного рынка Михаил Блинов считает, что эта норма негативно отразится, в первую очередь, на сегменте качественной отечественной и зарубежной продукции. Если отечественные производители будут вынуждены выполнять это требование, то производителей элитной продукции это может отпугнуть, говорит он. Не каждый производитель из Бордо захочет лепить на свою качественную продукцию информацию о том, что она опасна. Тем более не будут этого делать производители элитного алкоголя, который выпускается в ограниченном объеме и за которым дистрибьюторы выстраиваются в очередь. "Эта продукция вообще исчезнет с российского рынка", - заявил эксперт.

Запретительная надпись не повредит элитному алкоголю, полагает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его мнению, в данном случае не стоит делить алкоголь на "элитный" и "неэлитный" - и тот и другой одинаково вредно воздействуют на печень. "Экономика России не пострадает, если на бутылке дорогого коньяка появится предупреждение, что он вреден для здоровья", - утверждает он.

Введение такой упреждающей надписи является полумерой и большого эффекта не даст. "Куда более эффективно воздействуют картинки, показывающие реальные последствия использования товара", - считает Дмитрий Янин. Он привел пример западных стран (сейчас их 39), где на пачках сигарет изображены органы человека, поврежденные табаком. Впрочем, в мире нет стран, где подобные картинки "украшают" бутылки с алкоголем. Россия вполне может стать пионером, пишет "РГ".

Более действенным был бы запрет в техрегламенте на маркетинговые надписи, рассчитанные в основном на подростков, например, "Ты крут", "Давай познакомимся", "Давай поговорим". Именно они сильнее всего воздействуют на подростковую психику, создают иллюзию, что этот напиток способствует их успеху или развитию, утверждают эксперты. Запрет на эмоциональные промонадписи имел бы немедленный эффект.

В настоящий момент, по данным Минздравсоцразвития, алкоголизмом в России страдают 2% населения.