06.04.2011

«Стиляг» не удалось превратить в товарный знак

Арбитражный суд отказал в иске о защите товарного знака "Стиляги". Продюсеры одноименного фильма оставили за собой право называться как угодно

Иллюстрация с ресурса rg.ru

Московский арбитражный суд отклонил иск патентного юриста Сергея Шмонина к "Централ партнершип сейлз хаус". Шмонин пытался получить через суд 210 тысяч рублей с продюсеров фильма "Стиляги", которые, по его мнению, незаконно использовали товарный знак "Стиляга". Истец зарегистрировал его в 2002 году, в том числе по классу кинофильмов. Шмонин с 1996 года занимается буги-вуги и собирался в будущем смонтировать фильм из записей соревнований по этим танцам.

ЦПШ аргументировала право на выбор названия тем, что оно является неотъемлемой частью аудиовизуального произведения, и поэтому никто не может претендовать на его защиту как отдельного товарного знака. По словам директора по связям с общественностью ЦПШ Юлии Куликовой, прокатчик решил принять участие в судебном процессе, так как им было важно создать прецедент и оградить продюсеров от "подобного сквоттерства". Продюсеры обычно не регистрируют название фильма как отдельную торговую марку, так как с момента запуска фильма в производство до выхода в прокат и даже после (например, при выходе на ТВ) оно может меняться несколько раз. Фильм "Стиляги" был снят "Красной стрелой" по заказу ВГТРК и вышел на экраны в 2008 году.

Шмонин собирается обжаловать решение. Он заявил, что разочарован решением суда, который не признал кинофильм объектом гражданского оборота. Сумма иска была рассчитана им как 0,003% от 70 миллионов рублей дохода, полученного ЦПШ от проката "Стиляг". Он рассказал "Ведомостям", что в ноябре 2010 года предложил ЦПШ подписать лицензионное соглашение об использовании знака "Стиляга", но компания отказалась.

Практически любое название, в котором используются "выражения общего толка", пересекается с каким-либо зарегистрированным товарным знаком, говорят эксперты. Регистрировать название фильма в качестве товарного знака имеет смысл, когда у продюсера есть уверенность, что найдутся партнеры, которые будут выпускать под этим знаком лицензионную продукцию.