01.04.2011

Кадровики исследовали имена карьеристок

Чемпионами оказались Елены

Исследовательский центр ИМПЕРИИ КАДРОВ провел анализ рынка труда по гендерному признаку.

Первый этап - обзор разных направлений рынка труда и исследование "женского сегмента". Период исследования - март 2009г. - март 2011г.

Как имя влияет на выбор профессии? Кто из женщин более успешен в профессии зоолога или оператора баз дынных? Почему Елены выбирают административные специальности, а женщины с редким именем Ильзира предпочитают работать в фармацевтике?

Как показывают результаты исследования, влияние имени на выбор женщиной профессии – условный фактор. Каждое имя имеет характерные черты, определяющие общие поведенческие особенности женщин, что, безусловно, влияет на жизнь и работу прекрасного пола.

Эксперты Исследовательского Центра «Империи Кадров» изучили «женский» рынок труда и пришли к выводу, что самыми активными и инициативными – «впереди планеты всей» - являются Елены. В данном случае активностью подразумевается желание развиваться дальше, стремление к переменам и активный поиск новых сфер деятельности или поиск новой работы.

Не случайно считается, что женщины с этим именем «мечтает о почестях»: Елены обладают твердой волей и всегда добиваются поставленных целей.

Юлия Денесюк (Эксперт Исследовательского Центра «Империи Кадров») отмечает, что при проведении исследования учитывался фактор популярности того или иного имени: «…Количество женщин, носящих самые распространенные имена, в принципе, больше, соответственно, больше поступающих от них резюме (в сравнении дамами с редкими именами). Поэтому мы анализировали как блок самых популярных, так и список самых редких женских имен».

В рейтинге активности (ТОП 10) можно отметить женщин с именами Ольга и Наталья, которые традиционно считаются обладательницами целеустремленных характеров (общая характерная черта – высокая способность к преодолению любых препятствий на пути к поставленной цели).

В «активную» десятку попали действительно самые целеустремленные, и разница в  долях между ними получились небольшая. Так, например, Наталья, Ирина и Татьяна делят 3, 4 и 5-е места в рейтинге, как и Анна, Юлия, Светлана, получившие по 8 % и поделившие 7-8-9-е места.

График 1
ТОП 10 определялось по следующим критериям: количество поступивших резюме, входящих звонков, а также резюме, размещенных на работных сайтах.

В рамках исследования был определен список «самых успешных» женских имен: тех женщин, кто за последние два года был не только активен, но и нашел желанное место работы или сменил род профессиональной деятельности.

Рейтинг успешности определялся с учетом разных критериев: объем поступивших резюме, количество кандидаток, прошедших собеседование, доля трудоустроившихся женщин.

График 2
ТОП 50 по следующим критериям: количество поступивших резюме, входящих звонков, а также резюме, размещенных на работных сайтах. Общее число женских имен, принявших участие в исследовании – около 1000.

Итогом поиска самых успешных стал Рейтинг, представленный в графике 3. Безусловно, на конечный результат повлиял фактор активности: чем большее количество женщин с конкретным именем ищет работу, тем более вероятно, что их будет больше среди трудоустроенных. Поэтому не удивительно, что лидером Рейтинга «успешности» стала Елена.

Но есть и небольшое отличие: появление в десятке лидеров нового имени – Марина. Этих женщин можно назвать самыми успешными: при меньшей активности и стремлении искать или менять работу (не попали в ТОП 10 «активных» имен) Марины с большим успехом, чем другие женщины добиваются желаемого.

График 3

Экспертами ИЦ ИМПЕРИИ КАДРОВ был изучен достаточно большой список женских имен (более 1000). Поэтому участницами исследования стали также и женщины с редкими именами. Безусловно, их значительно меньше, но они не менее успешны в карьере, чем женщины с более распространенными именами.

Женщины с редкими для России именами значительно меньше встречаются на собеседованиях и, получается, «редко ищут работу».

Результаты исследования показывают, что эти женщины реже, чем дамы с более популярными именами, меняют сферу деятельности и предпочитают дольше оставаться на одном месте, раз и навсегда выбирая одну профессию.  

Так, женщины по имени Адиля и Ильзира часто работают в медицинской и фармацевтической отраслях, а самая популярная для них позиция - медицинский представитель в разных городах России. Сюзанны и Эльвиры предпочитают стиль работы четкий, системный, и обычно занимаются документационной и финансовой деятельностью (характерные позиции - инспектор отдела кадров, бухгалтер). Дамы  с именем Чулпан «смотрят дальше и метят выше». Если они не занимают руководящие позиции, то в структуре компании все равно находятся близко к руководящему составу – например, в качестве личных помощников директоров или персональных ассистентов президентов компаний.

Женщины с именем Янина обычно выбирают работу в финансовой сфере, предпочитают заниматься четким «оцифрованным» трудом. Поэтому их чаще всего можно встретить на таких позициях, как бухгалтер, экономист, аудитор, а также в сферах, связанных с планированием и управлением (таможенники, логисты).

Самую высокую активность эти женщины проявляют ближе к 40 годам: именно в этом возрасте Янины чаще меняют место работы или делают головокружительные влеты  по карьерной лестнице.

У Венеры самый активный период в карьере – начинается после 30 лет (пик приходится на 32-35). Именно в этом возрасте они чаще всего меняют если не сферу деятельности, то компанию. Дамы, имя которых уже само по себе «обязывает» и ассоциируется с прекрасным, предпочитают заниматься творчеством и обычно задействованы в профессиях, требующих креативности и фантазии. Так, многие Венеры работают в сферах маркетинга, рекламы и PR, занимаются дизайном (разные направления - технический, графический, веб, интерьерный и др.).

Для женщин с именем Марьям характерна сфера деятельности – области, связанные с коммуникациями, постоянным общением с людьми (клиенты, партнеры компании), то есть внешняя деятельность компании. Поэтому Марьям часто выбирает такие специальности, как менеджеры по продажам и закупкам, менеджеры по ВЭД (составление контрактов, переговоры с иностранными партнерами и другое). Пик профессиональной активности у таких женщин приходится на 23-25 лет.

Зося, также как и Венера, предпочитает работать в сфере маркетинга и рекламы. Кроме этого, им интересна работа, связанная с внутренним PR и HR. Так, многие Зоси находят себя в качестве специалистов по работе с персоналом, менеджеров по обучению. Самый активный период профессионального «поиска себя» для Зоси – 24-25 лет.

Исследование разных профессиональных сфер деятельности женщин показало, что в каждой отрасли доминируют определенные имена.

Каждое из ТОП 10 Рейтинга «успешных» имен лидирует в какой-то одной профессиональной сфере. Так, около 22% всех Елен ищут работу в качестве секретаря, более 10% женщин по имени Ольга работают или ищут работу только на позиции бухгалтера.

Среди Ирин больше всего маркетологов (около 13%), Юлии предпочитают быть  маркетологами-аналитиками (около ? всех Юль – 25 %), а 14% Марин работают в качестве бухгалтеров (см. график 4).

График 4

Если рассматривать специализацию и область профессиональной деятельности отдельно, то можно выделить отдельные женские имена, характерные только для данной профессии. Так, например, дамы с именами Любовь, Кристина, Алина и Валерия чаще встречаются на административных позициях (офис-менеджеры, секретари, персональные ассистенты, переводчики). Людмила, Лилия и Инна предпочитают работать в бухгалтерии, а женщин с именем Евгения, Галина и Алена больше всего в отделах по продажам и закупкам. Виктория, Олеся и Лариса выбирают работу в сфере управления персоналом: именно в качестве менеджеров по персоналу и/или обучению их больше всего (по сравнению с другими профессиями).

Надежда, Александра и Маргарита предпочитают сферы маркетинга и рекламы, Оксана и Ксения – финансовую сферу (чаще их можно встретить на позициях экономистов или аудиторов), Алла и Софья – работают юристами, а Диана, Жанна, Елизавета – в банковской сфере.

Нельзя забывать и о редких профессиях, а также о позициях, по которым женщины меньше всего искали работу за период исследования (2009-2011 гг.).

Так, редкой оказалась профессия дизайнера-конструктора сумок. Среди женщин, которые специализируются в этом, лидером стала Елена. Не случайно, женщин с этим именем считают натурами творческими. В другой редкой для нашего времени профессия – зоотехник – больше всего встречаются женщины с именем Светлана.

Технические профессии, в принципе, у женщин не пользуются сейчас популярностью. Но есть дамы и в этой области. Например, в качестве инженер-проектировщика по транспорту больше всего работает дам по имени Мария.

Существуют и очень редкие профессии, где задействованы единицы, среди которых  женщин больше, чем мужчин. Так, например, редкая специальность титестера (дегустатор чая) больше всего привлекает дам с именами Наталья и Лидия. А в профессии постижера (специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов) среди женщин чаще встречаются Валентина, Людмила и Ольга.

По итогам исследования «женского» рынка труда  эксперты ИЦ ИМПЕРИИ КАДРОВ выявили общие предпочтения женщин – в каком объеме и в каких профессиональных областях задействованы и хотят работать представительницы прекрасного пола.

Результаты показали, что больше всего дам работает в административной, маркетинговой и торговой сферах. Менее всего женщины задействованы в работе на фондовом рынке и в качестве технических рабочих, где традиционно превалируют мужчины.

График 5