30.03.2011

Попытка номер пять

Кому выгодны конвейерные поставки в Госдуму поправок в закон о рекламе?

Все более изощренными становятся попытки депутатов Госдумы протолкнуть поправки в закон о рекламе, и все более странной мотивировка. Очередной, пятый по счету пакет изменений в части наружной рекламы, внесенный чуть более недели назад на рассмотрение нижней палаты парламента, стал, пожалуй, самым одиозным из всех.

Законопроект за авторством членов комитета по экономической политике и предпринимательству Георгия Лазарева и Хафиза Салихова «О внесении изменений в статью 19 ФЗ «О рекламе» и отдельные законодательные акты РФ» (№ 517644-5) прошел рассмотрение у спикера Госдумы 22 марта. Он, как и три отвергнутых ранее проекта членов того же комитета, предполагает продление ныне действующих договоров операторов со властями, чтобы избежать предусмотренных законом конкурсов. А договоры у большинства операторов (во всяком случае, в столице) заканчиваются в 2011-2013 гг.

Поражает мотивировка, почему государство должно предоставить отсрочку операторам. Депутаты-единороссы боятся, что рынок могут подмять международные корпорации, и в качестве примера указывается JCDecaux и Clear Channel. «Эти компании имеют неограниченные инвестиционные возможности, т. к. они принадлежат частному иностранному капиталу и западным инвестиционным фондам и в связи с этими сохранение присутствия российских компаний в этом важном для страны медиаресурсе станет невозможным», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Однако депутаты ни словом не обмолвились, что иностранные компании уже давно и прочно обосновались на российском рынке. Речь, конечно же, идет о News Outdoor и Gallery – двух крупнейших операторах наружной рекламы в России. По данным «ЭСПАР-Аналитик» (сентябрь 2010 года), на столичном рынке News Outdoor вместе с аффилированными компаниями занимали порядка 24,5%, а Gallery – чуть менее 10%. По России ситуация еще более показательная: по данным ФАС, ряд компаний-аффилятов лидеров рынка, преодолели порог доминирования в ряде регионов. В их числе Барнаул, Иркутск, Нижний Новгород, Ивановская область и так далее.

Можно понять опасения компаний-лидеров относительно прихода сильных конкурентов на российский рынок, в особенности насчет крупнейшего оператора наружной рекламы в мире JCDecaux. Недавно французы получили одобрение на покупку 50% в российско-украинском бизнесе чешского оператора BigBoard. Сейчас оператор занимает около 2% столичного рынка, однако эксперты прогнозируют ему неплохие шансы заполучить пятилетний контракт «Мосгортранса», а, следовательно, и право реализовывать рекламные возможности столичного муниципального наземного транспорта.

У JCDecaux действительно мощная финансовая подушка (последняя информация о компании здесь), в то время как Gallery еще не до конца оправились от страшнейшего прошлогоднего кризиса, едва не приведшего к банкротству компании, а News Outdoor, судя по циркулирующим в медиа-среде слухам, вот-вот продаст свою долю в российском бизнесе. Вполне возможно, что столь мощный конкурент, как JCDecaux в открытом конкурсе может изменить ситуацию на рынке весьма серьезно.

Однако вернемся к нашим депутатам. Как уже упоминалось выше, это уже не первый аналогичный законопроект, вышедший из недр профильного комитета. Ранее мы сообщали, что прошлой осень на рассмотрение в Госдуму поступили сразу три проекта поправок в закон о рекламе. Первый за авторством депутатов Кобзона, Мусатова и Комоедова предлагал полностью избавить средний и малый бизнес от необходимости участия в торгах в соответствии с принятым в прошлом году законом "О конкуренции". При этом крупные игроки должны были соревноваться друг с другом на конкурсной основе по истечении срока договоров. Этот вариант поправок был одобрен и правительством, и парламентариями, поскольку учитывал интересы малого и среднего бизнеса.

Два других пакета поправок - единороссов Владимира Головнева и Ильдара Гималетдинова, и их коллег по партии Хафиза Салихова и Георгия Лазарева, предлагали избавить медиа-гигантов от участия в торгах на срок от пяти до пятнадцати лет. Эти варианты поправок были поочередно отвергнуты ФАС, думцами и правительством.

Однако неблагоприятные отзывы и обвинения в лоббировании интересов конкретных игроков не остановили членов комитета по экономполитике. Уже в этом году Головнев и Гималетдинов внесли четвертый по счету вариант поправок, в котором, помимо автоматической пролонгации договоров «добросовестным и не имеющим преимущественного положения на рынке» операторам, предлагалось также запретить федеральным и местным властям быть владельцами рекламных конструкций. Как и предыдущий раз, проект был забракован и антимонопольщиками, и властями.

Ну и, наконец, последний проект – пятый по счету со знакомыми уже фамилиями на титульном листе. До окончания полномочий нынешнего депутатского созыва остается всего несколько месяцев, так что упомянутые выше персоны, памятуя о скорости, с которой они вносят поправки в Госдуму, могут успеть подготовить еще несколько вариантов изменений в федеральный закон. И есть все основания полагать, что их ждет та же печальная участь.

Эльдар Соколов, обозреватель Sostav.ru

Эльдар Соколов, Sostav.ru