15.03.2011

Российские потребители поставили рекорд по количеству претензий

В прошлом году более 300 тысяч россиян остались недовольны качеством услуг

Фото с ресурса Fotolia

Председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин рассказал, какими товарами и услугами недовольны россияне. Речь об этом шла на пресс-конференции, посвященной Всемирному дню защиты прав потребителей.

Организация подсчитала, что в прошлом году был поставлен своеобразный рекорд. 330 тысяч россиян пожаловались на нарушение потребительских прав – это на 10% больше, чем в 2009-м. Половина всех претензий приходится на торговлю некачественными товарами, еще 30% составляют жалобы на нарушения в сфере ЖКХ. «Несмотря на увеличение тарифов, не произошло улучшения качества услуг», – отмечает Янин.

Очень неприятная ситуация сложилась с авиаперевозками. Предновогодний коллапс в столичных аэропортах показал несовершенство российского законодательства. Оно «ущемляет права граждан по сравнению с европейскими нормами». Например, один час ожидания вылета оценивается в 25 рублей, кража багажа – в 200–400 долларов, а «жизнь россиянина сейчас стоит два миллиона рублей», констатировал Янин. В странах, ратифицировавших Монреальскую конвенцию (их 100), действуют совсем иные параметры: за исчезновение багажа заплатят 1,5 тысячи евро, за отмену или задержку рейса – 250-600 евро. В случае гибели пассажира компенсация будет как минимум в 4 раза больше, чем в России. «Я уже не говорю о компенсациях, принятых в США и Великобритании», – добавил он.

Финансовые услуги тоже далеки от совершенства. По словам эксперта, законодательное регулирование этой сферы просто отсутствует: «россияне остаются заложниками агрессивности тех или иных банков». Специалистов особенно беспокоит вводящая в заблуждение реклама, в частности, рассылка пластиковых карт по почте, которые являются «троянским конем». Годовая ставка по такой карте составит около 50%, утверждает Янин. Отдельной проблемой являются коллекторские организации, которым банки «отдают» должников, передает ПРАЙМ-ТАСС.

Янин выразил надежду, что законодатели пересмотрят свое отношение к потребителю. Сегодняшняя законодательная база давно устарела: один из документов о воздушном транспорте действует с 1929 года.

Международная конфедерация обществ потребителей была основана в 1989 году и сегодня объединяет 42 общественные организации потребителей из России, Украины, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, и Узбекистана. Организация заинтересована в совершенствовании норм по раскрытию потребительской информации и потребительском образовании.