18.02.2011

«Аэрофлот» не собирается оплачивать моральный ущерб

Авиакомпании добиваются права отменять рейсы и ввести лимит выплат пассажирам

"Аэрофлот" от лица российских авиакомпаний обратился к властям с предложением доработать законы, регулирующие авиаперевозки. Авиакомпании хотят установить исчерпывающий порядок отмены или задержки рейсов и размеры их ответственности перед пассажирами при форс-мажорных обстоятельствах.

Власти одобрили инициативу авиаперевозчиков. Вице-премьер Сергей Иванов сказал на президиуме правительства: "Мы пришли к выводу, что они должны иметь [такое] право". Предложения будут рассмотрены и к 1 мая сформулированы окончательно, пишут "Ведомости".

В письме к Иванову "Аэрофлот" жалуется на незавидное положение российских авиакомпаний по сравнению с европейскими. Основная претензия состоит в том, что они могли отменить рейсы с 25 по 27 декабря из-за ледяного дождя, но не имели права в одностороннем порядке отменить рейсы 28-30 декабря для перевозки пассажиров с рейсов предыдущих трех дней. Иностранные же компании могли отменить рейсы на любую из дат с 26 по 30 декабря.

"Аэрофлот" отмечает также, что российские перевозчики в случае отмены рейсов обязаны возместить пассажиру убытки, компенсировать моральный вред, платить неустойки без верхнего предела ответственности. Он приводит в пример европейское законодательство, которое устанавливает четкий лимит: от 250 до 600 евро на пассажира в зависимости от дальности полета, и то если пассажир не был доставлен в пункт назначения другим рейсом. "Аэрофлот" предлагает гармонизировать российское и европейское законодательство, иначе положение российских авиакомпаний на мировом рынке ухудшится. Для этого необходимо внести изменения в Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила: предоставить перевозчику право отменить рейс по его усмотрению, регулятору - закрывать аэропорт и считать это форс-мажором для авиакомпаний, а также ввести лимиты компенсаций. В обращении подчеркивается, что ЕС уже ввел подобные нормы.

В Минтрансе говорят: вряд ли новые правила появятся быстро, потому что необходимо внести поправки во многие законы, в том числе "О чрезвычайной ситуации".

Одновременно пассажиры, пострадавшие от предновогоднего коллапса, подали вчера претензии авиакомпании "Аэрофлот". Юрист Сергей Литвинцев и адвокат Кристина Каменева собрали несколько сотен заявлений от пассажиров к авиакомпании. Они уточнили, что передано не менее 600 копий претензий на 6000 страниц. Претензии поступили от граждан России, ближнего и дальнего зарубежья - всех, кто был вынужден находиться в аэропорте с 25 по 31 декабря 2010 года.

Претензии собирали в интернете. Вскоре после коллапса были созданы группы "Иск граждан против Аэрофлота" в социальных сетях Facebook, ВКонтакте и в Живом Журнале. По состоянию на 16 февраля в группах состояли 960 человек.

Претензии и коллективный иск сфокусированы преимущественно на требовании компенсации морального вреда. Заявители требуют выплатить им компенсации морального вреда, 3%-ую неустойку, предусмотренную по Закону о защите прав потребителей, и возместить понесенные (реальные) материальные убытки. Они предлагают также внести законодательные изменения в области повышения ответственности авиаперевозчика перед пассажирами, т.е. начать сближение с законодательством ЕС и международными конвенционными нормами.