18.01.2011

В 2010 году Facebook заработал на рекламе $1,86 млрд

Аналитики считают, что модель рекламного бизнеса Facebook похожа на модель Google

Фото с сайта watblog.com
По всей видимости, соцсеть с аудиторией в 650 миллионов пользователей позаимствовала рекламную политику Google, и теперь большинство доходов от рекламы приходятся на малый и средний бизнес, использующий систему самостоятельного создания и обслуживания рекламы "self-serve ad" - модель, которая за последние 10 лет превратила Google в рекламного гиганта с $20-миллиардным оборотом.

По оценкам eMarketer, общие рекламные доходы соцсети Facebook составили $1,86 миллиардов за 2010 год - на 86% больше, чем в прошлом году ($740 млн). Неудивительно, что большая часть этой суммы - $1,21 миллиарда - пришлась на долю США. Однако в 2010 году большая часть доходов - 60% или $1,12 млрд - поступила от малых компаний, использовавших инструментарий "self-serve" (собственные разработки), а не медиа-агентства. Остальные $740 миллионов пришлись на долю крупных компаний - Coca Cola, Procter & Gamble и Match.com.

Данные о затратах на рекламу в Facebook на январь 2011 года (по сведениям портала eMarketer):

Затраты на рекламу в Facebook, 2009-2012 (млрд и рост в %)*

  2009 2010 2011 2012 % рост 09-12
США $0.56 $1.21 $2.19 $2.87 417%
За пределами США $0.18 $0.65 $1.86 $2.87 1468%
Глобальные $0.74 $1.86 $4.05 $5.74 678%
Показатели роста указаны на основании неокругленных значений

Доля Facebook на рекламном рынке США (в затратах на рекламу), 2009-2012 (млрд и % от общей суммы)*

  2009 2010 2011 2012
Facebook $0.56 $1.21 $2.19 $2.87
Общие затраты на рекламу в США $22.70 $25.80 $28.50 $32.60
Facebook % от общей суммы 2.4% 4.7% 7.7% 8.8%
% от общего показателя указан на основании неокругленных значений

Затраты на рекламу в MySpace, 2009-2012 (млн и спад в %)*

  2009 2010 2011 2012 сокращение в % 09-12
США $445 $274 $174 $148 -67%
За пределами США $25 $14 $9 $8 -69%
Глобальные $470 $288 $184 $156 -67%

* Данные включают затраты на визуальную рекламу, видео, поисковые сервисы и другие формы оплаченной рекламы за исключением затрат на разработку и обслуживание профилей в социальных сетях.

По оценкам прошлого года, старший аналитик eMarketer Дебра Уильямсон заявила, что доля "самообслуживающего" бизнеса в Facebook колебалась в районе 50%, однако увеличилась до 3/5 от рекламных доходов - данный рост свидетельствует о том, что в секторе онлайн-рекламы Facebook повторяет шаги Google.

Тем не менее, говорить о том, что Facebook претендует на значительную долю рынка, еще рано. Для сравнения, за прошедший месяц Google заработал на рекламе более $2 млрд. Однако Уильямсон прогнозирует развитие создавшейся дуополии в сфере онлайн-рекламы, создаваемой по принципу "самообслуживания" - в настоящее время на долю соцсетей приходится более 5% от общих затрат на онлайн-рекламу в США, и эта доля может увеличиться до 8% в 2011 году.

В результате того, что соцсеть, в основном, сфокусирована на создании продуктов, которые подходят многочисленной пользовательской аудитории, популярность набирает стратегия "невмешательства", создающая экономику на базе услуг третьих сторон. Так, например, программное обеспечение от стартапов Buddy Media и Context Optional помогает агентствам и брендам более эффективно управлять своими аккаунтами на Facebook.

Тем не менее, Google и Facebook удерживают большую часть рекламного рынка благодаря крупным компаниям таким, как Coke или P&G. По оценкам ComScore за третий квартал, значительная доля рекламных доходов Facebook пришлась на AT&T и Match.com, которые считаются крупнейшими рекламодателями в соцсетях. Примечательно, что Google, продвигающий свой веб-браузер Chrome, занял пятое место в списке ключевых рекламодателей за тот же период, а на третьем мечте оказался совершенно неизвестный бренд Make-My-Baby.com, потративший на рекламу в соцсетях $1,75 млн. долларов.

По словам Уильямсон, привлекательность Facebook в качестве рекламной платформы обуславливается тем, что Facebook - "крупнейшее хранилище пользовательских данных в сети Интернет", а это значит, что реклама в социальных сетях будет демонстрировать устойчивый рост в течение ближайших лет.

Алена Лащ, Sostav.ru