В 2010 году Facebook заработал на рекламе $1,86 млрд
Аналитики считают, что модель рекламного бизнеса Facebook похожа на модель Google
|
Фото с сайта watblog.com |
По всей видимости, соцсеть с аудиторией в 650 миллионов пользователей позаимствовала рекламную политику Google, и теперь большинство доходов от рекламы приходятся на малый и средний бизнес, использующий систему самостоятельного создания и обслуживания рекламы "self-serve ad" - модель, которая за последние 10 лет превратила Google в рекламного гиганта с $20-миллиардным оборотом.
По оценкам eMarketer, общие рекламные доходы соцсети Facebook составили $1,86 миллиардов за 2010 год - на 86% больше, чем в прошлом году ($740 млн). Неудивительно, что большая часть этой суммы - $1,21 миллиарда - пришлась на долю США. Однако в 2010 году большая часть доходов - 60% или $1,12 млрд - поступила от малых компаний, использовавших инструментарий "self-serve" (собственные разработки), а не медиа-агентства. Остальные $740 миллионов пришлись на долю крупных компаний - Coca Cola, Procter & Gamble и Match.com.
Данные о затратах на рекламу в Facebook на январь 2011 года (по сведениям портала eMarketer):
Затраты на рекламу в Facebook, 2009-2012 (млрд и рост в %)*
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
% рост 09-12 |
США |
$0.56 |
$1.21 |
$2.19 |
$2.87 |
417% |
За пределами США |
$0.18 |
$0.65 |
$1.86 |
$2.87 |
1468% |
Глобальные |
$0.74 |
$1.86 |
$4.05 |
$5.74 |
678% |
Показатели роста указаны на основании неокругленных значений
Доля Facebook на рекламном рынке США (в затратах на рекламу), 2009-2012 (млрд и % от общей суммы)*
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Facebook |
$0.56 |
$1.21 |
$2.19 |
$2.87 |
Общие затраты на рекламу в США |
$22.70 |
$25.80 |
$28.50 |
$32.60 |
Facebook % от общей суммы |
2.4% |
4.7% |
7.7% |
8.8% |
% от общего показателя указан на основании неокругленных значений
Затраты на рекламу в MySpace, 2009-2012 (млн и спад в %)*
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
сокращение в % 09-12 |
США |
$445 |
$274 |
$174 |
$148 |
-67% |
За пределами США |
$25 |
$14 |
$9 |
$8 |
-69% |
Глобальные |
$470 |
$288 |
$184 |
$156 |
-67% |
* Данные включают затраты на визуальную рекламу, видео, поисковые сервисы и другие формы оплаченной рекламы за исключением затрат на разработку и обслуживание профилей в социальных сетях.
По оценкам прошлого года, старший аналитик eMarketer Дебра Уильямсон заявила, что доля "самообслуживающего" бизнеса в Facebook колебалась в районе 50%, однако увеличилась до 3/5 от рекламных доходов - данный рост свидетельствует о том, что в секторе онлайн-рекламы Facebook повторяет шаги Google.
Тем не менее, говорить о том, что Facebook претендует на значительную долю рынка, еще рано. Для сравнения, за прошедший месяц Google заработал на рекламе более $2 млрд. Однако Уильямсон прогнозирует развитие создавшейся дуополии в сфере онлайн-рекламы, создаваемой по принципу "самообслуживания" - в настоящее время на долю соцсетей приходится более 5% от общих затрат на онлайн-рекламу в США, и эта доля может увеличиться до 8% в 2011 году.
В результате того, что соцсеть, в основном, сфокусирована на создании продуктов, которые подходят многочисленной пользовательской аудитории, популярность набирает стратегия "невмешательства", создающая экономику на базе услуг третьих сторон. Так, например, программное обеспечение от стартапов Buddy Media и Context Optional помогает агентствам и брендам более эффективно управлять своими аккаунтами на Facebook.
Тем не менее, Google и Facebook удерживают большую часть рекламного рынка благодаря крупным компаниям таким, как Coke или P&G. По оценкам ComScore за третий квартал, значительная доля рекламных доходов Facebook пришлась на AT&T и Match.com, которые считаются крупнейшими рекламодателями в соцсетях. Примечательно, что Google, продвигающий свой веб-браузер Chrome, занял пятое место в списке ключевых рекламодателей за тот же период, а на третьем мечте оказался совершенно неизвестный бренд Make-My-Baby.com, потративший на рекламу в соцсетях $1,75 млн. долларов.
По словам Уильямсон, привлекательность Facebook в качестве рекламной платформы обуславливается тем, что Facebook - "крупнейшее хранилище пользовательских данных в сети Интернет", а это значит, что реклама в социальных сетях будет демонстрировать устойчивый рост в течение ближайших лет.
Алена Лащ, Sostav.ru