10.12.2010

Использование бренда без лицензии может привести к отмене его охраны

Иллюстрация с ресурса
thisnext.com

Президиум Высшего арбитражного суда вынес постановление по делу о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака "Одиссей", предназначенного для алкогольной продукции. Это прецедент, по которому владелец может лишиться права на товарный знак, если тот используется не по лицензионному договору, пишет "Коммерсант".

Марка "Одиссей" была зарегистрирована 17 сентября 2002 года на имя индивидуального предпринимателя Гиви Икаева. Тот заключил с производителем продукции - ООО АТК - договор простого товарищества, предусматривающий совместную деятельность для производства и продвижения алкогольной продукции под упомянутым брендом. Но 16 февраля 2009 года Роспатент решил, что товарный знак в течение пяти лет не использовался, и прекратил его правовую охрану. Дело в том, что Икаев не заключил с АТК лицензионный договор на использование товарного знака и не зарегистрировал этот договор в Роспатенте. Арбитражный суд Москвы признал решение Роспатента недействительным, но апелляционный суд встал на сторону Роспатента, и вчера президиум ВАС оставил это решение в силе.

"В случае, когда бизнес ведется законно, его участники стараются грамотно оформить права, включая заключение и регистрацию лицензионных договоров",- подчеркнул "Коммерсанту" юрист Павел Монаков. По его мнению, отсутствие грамотного оформления прав может свидетельствовать о непрозрачности бизнеса, особенно в алкогольной сфере.

Но подобные схемы есть даже в тех российских компаниях, которые входят в крупные международные холдинги, пишет газета. Например, в табачном холдинге JTI права на товарные знаки (Magna, More, Camel, Salem, Winston, Mild Seven и другие) принадлежат швейцарской JTI, а лицензией владеет российский дистрибутор - ЗАО "Дж.Т.И. по маркетингу и продажам". При этом производством сигарет занимается подрядчик - российское ООО "Петро", которое входит в группу JTI, но никаких лицензий не имеет и всю продукцию передает дистрибутору. Аналогично устроен российский бизнес Procter & Gamble.

"По Гражданскому кодексу достаточно, чтобы товарный знак использовался под контролем правообладателя",- объясняет "Коммерсанту" руководитель практики по интеллектуальной собственности юридической фирмы Baker Botts Екатерина Тиллинг. Вчерашнее постановление президиума ВАС вызвало у нее опасение: теперь, по мнению Тиллинг, добиться прекращения права на товарный знак из-за его неиспользования будет проще.