17.11.2010

Многосерийные деньги

Почему российские телеканалы предпочитают отечественные сериалы зарубежным

Башня

На днях мы писали о запуске главной мировой сериальной бомбы этого сезона - зомби-хоррора от Фрэнка Дарабонда "Ходячие мертвецы", который собрал какое-то безумное количество просмотров и на ТВ, и в интернете.

Мы задались вопросом - будут ли этот несомненный хит закупать российские телеканалы? А если смотреть шире - как вообще строится политика отечественных телевизионщиков в отношении сериального контента? Почему российских теленовелл становится все больше, а иностранные сериалы, даже самые популярные - относительно редкие гости в сетке? Правда или миф то, что зарубежные сериалы невероятно дороги, а наш зритель по своему менталитету не способен их воспринять?

Действительно, в сетке российских телеканалов сериальный контент отечественного производства доминирует над зарубежным, занимая в соотношении более 70%, и доля постоянно растет. Эта тенденция затронула даже тех, кто до недавнего времени фактически полностью формировал сетку из зарубежных сериалов, например, ТВ-3. В этом сезоне "настоящий мистический" запустил сразу несколько многосерийных драм, включая такие неординарные для российской телеиндустрии проекты, как "Башня" и "Дежурный ангел". Зачем же это понадобилось?

"Ни для кого, не секрет что любой канал может рассчитывать обрести собственное "лицо" в глазах зрителя, в том числе предлагая ему свой собственный эксклюзивный продукт, - комментирует генеральный продюсер ТВ-3 Сергей Спиридонов. - В особенности, если речь идет о нашем канале, который имеет четкое позиционирование". Подобная метаморфоза приносит ощутимый результат, в том числе и статусный, считает генеральный директор телеканала Александр Карпов: "Из канала импортных, пусть даже "свежих", тематических сериалов ТВ3 превращается в канал с большим количеством отечественного телепродукта, то есть, становится более востребован у аудитории. И это уже сейчас показывают результаты нашей сериальной линейки по будням в 20.00. Аудитория этих сериалов в несколько раз больше".

Доктор Хаус

Телеканалы, безусловно, в первую очередь ориентируются на аудиторию, формируя сетку, и единой политики по холдингу "принципиально не закупать иностранный контент" нет. К примеру, в холдинге "СТС Медиа" флагманский телеканал СТС практически полностью отказался от зарубежных сериалов, отдавая предпочтение адаптациям, а телеканал "Домашний" активно демонстрирует популярные зарубежные сериалы, включая всемирно известного "Доктора Хауса".

"Практика показывает, что интерес аудитории к лицензионным неадаптированным сериалам гораздо ниже, нежели к адаптированным, - говорит генеральный продюсер "СТС Медиа" и генеральный директор телеканала СТС Вячеслав Муругов. - В этой связи уже на протяжении длительного времени канал СТС практикует использование двух моделей производства контента для прайм-тайм, и в дальнейшем мы также планируем придерживаться подобной практики". Два подхода - это собственное производство по оригинальным сценариям ("Ранетки", "Кадетство") и адаптация известных западных сериалов с учетом российского менталитета ("Маргоша", "Воронины").

При этом демонстрация того же "Доктора Хауса" также приносит свои дивиденды, но только в условиях своей ЦА. "15 ноября на "Домашнем" стартовал шестой сезон, мы первые его показываем в России. Предыдущий сезон, шедший с января по март этого года у женщин в возрасте от 18 до 34 лет по Москве показывал долю в 2 раза больше среднесуточной по каналу - 6,8%. Безусловно, мы ждем от премьерных серий таких же успехов", - говорит г-н Муругов.

Glee и Vampire Diarie

Телеканал ТНТ в первую очередь ориентируется на собственный продукт, при этом разбавляет свою сетку и популярными зарубежными молодежными сериалами. Такими, как Glee и Vampire Diaries, которые являются обладателями целого ряда молодежных премий в области медиа. Заместитель гендиректора телеканала Александр Дулерайн отмечает, что при всей своей хитовости, иностранные сериалы все-таки уступают по популярности собственным продуктам ТНТ: "Нам нравятся сериалы Glee и Vampire Diaries и мы надеялись, что они понравятся зрителям. Но, похоже, что истории, которые мы сами производим, пользуются куда большим успехом".

Со статусностью и востребованностью понятно, но что выгоднее с финансовой точки зрения - покупать зарубежный сериал или снимать свой? Имеет ли под собой основание миф о безумной стоимости заграничных сериалов?

"Покупать зарубежные сериалы гораздо дешевле, чем производить собственные", - уверяет Александр Дулерайн. "С финансовой точки зрения затраты на адаптированный сериал, безусловно, выше, но зато такая продукция в большей степени соответствует ожиданиям и потребностям российской аудитории. Большие затраты в конечном итоге находят свое отражение в более высоких рейтингах", - соглашается Вячеслав Муругов. "Как это, возможно, покажется вам парадоксальным, но собственное производство дороже, чем зарубежный контент. К тому же, российское производство улучшает финансовые показатели", - говорит Александр Карпов.

В общем, получается, что отечественные сериалы более востребованы и выгодны, стоит ли ожидать, что от зарубежных откажутся вовсе? Вряд ли, говорят наши эксперты в один голос. Возвращаясь к той премьере, с которой мы начали - "Ходячим мертвецам", г-н Спиридонов подтвердил, что сейчас ТВ-3 ведет переговоры по приобретению прав на его демонстрацию и результаты будут известны в конце года. Так что заграничные новинки российский зритель увидит не только на кабеле и в торрентах.

Эльдар Соколов, Sostav.ru