09.11.2010

Кофе растёт: цены на продукт пойдут вверх

Россия занимает первое место в мире по потреблению растворимого кофе и шестое место по потреблению кофе в целом

Фото с ресурса scottscoffeehouse.com
Низкие объемы запасов кофе, стремление ряда стран обновить фонд кофейных деревьев и желание продавцов придержать запасы, рассчитывая на еще более высокие цены, медленно, но верно ведет к повышению стоимости этого продукта, снижая, тем самым, доступность качественного кофе. К этому можно добавить еще один немаловажный факт - в 2011 году, как отмечает Международная ассоциация кофе (ICO), будут наблюдаться проблемы с урожаем, так как у крупнейшего экспортера кофе - Бразилии, следующий год является неурожайным из двухгодичного цикла производства арабики.

А так как сам по себе кофе - импортный товар, то и все происходящее за океаном неминуемо повлияет на ситуацию в нашей стране. В России нет возможности выращивать кофе в промышленных масштабах в силу естественных природных условий, поэтому сырье необходимо закупать по ценам стран экспортеров.

По словам Александра Малчика, председателя ОПК в России, генерального директора "Монтана Кофе", в процентном соотношении стоимость зеленого кофе от общей цены конечного продукта составляет 20-50%.

"Зеленый кофе не является главным фактором в ценообразовании, но может занимать максимум до 50% от себестоимости готового продукта, поэтому резкого подорожания конечного продукта не будет. Тем более производители очень осторожно и аккуратно подходят к вопросу о поднятии цен", - уверен Александр Малчик.

Тем не менее, если еще год назад кофе сорта арабика покупалось по цене 1,2 доллара за фунт, то сейчас цена уже выше 2 долларов.

"Ситуация с ценами на кофе довольно напряженная, но, я бы не драматизировал: дефицита кофе в мире нет", - уверяет генеральный директор Ассоциации "Росчайкофе" Рамаз Чантурия. Текущий рост цен, по его мнению, связан с макроэкономическими причинами, в том числе с валютными войнами между крупнейшими мировыми державами, стремящимися девальвировать национальные валюты для поддержки своего экспортного потенциала. "Поэтому, возможно, рост цен - реакция на девальвацию. Также любая нестабильность на валютном рынке заставляет спекулянтов искать "тихие гавани", вот они и идут на товарные рынки, в том числе и на кофейный. Как только ситуация стабилизируется, деньги уйдут обратно и цены, скорее всего, скорректируются", - отмечает Рамаз Чантурия.

Фото с ресурса dyspraxiaireland.com
Сейчас Россия занимает первое место в мире по потреблению растворимого кофе и шестое место по потреблению кофе в целом. По словам Роберта Мэя, исполнительного директора ОПК в России, за последние десять лет потребление кофе в России увеличилось более чем в два раза. В 2009 году общий объем потребляемого составил 115000 тонн. Предполагается, что в 2010 году этот показатель сохранится.

"Ежегодный прирост показателей в натуральном выражении составлял около 5%, в стоимостном - около 20%. В абсолютном выражении ежегодный прирост стоимостного объема продаж кофе в России в докризисный период составлял около 100 миллионов долларов. А совокупные иностранные инвестиции только в производство кофе за последние десять лет составили около 600 миллионов долларов", - добавил он.

При этом, к росту цен все же нужно быть готовыми. По прогнозам главы Ассоциации "Росчайкофе", это, скорее всего, произойдет не ранее начала следующего года. "В первую очередь, подорожают премиальные сорта, вероятнее всего в пределах 15%, также повышение коснется среднего ценового сегмента - в пределах 5-7%. Для потребителей экономического сегмента, цена если и изменится, то в самую последнюю очередь и не столь значительно", - уточнил он.

Однако Александр Малчик уверен, что в первую очередь рост цен коснется высококачественных сортов кофе - "specialty", так как одним из важных факторов для высококачественных сортов кофе является его свежесть. Заметно меньше рост цен отразится на кофе класса премиум и эконом, привычном для российского потребителя.

К тому же, во многом, повышение цен зависит и от существующих запасов сырья. Согласно официальным данным, небольшие компании уже начали постепенно повышать цены, и вряд ли хоть один крупный игрок останется в стороне, так как цена на кофе возросла очень сильно за последнее время.

В России рыночная стоимость растворимого кофе складывается из стоимости кофейного сырья, дополнительных издержек, связанные с переработкой, обжаркой кофе и использование новейших технологий, а также оптовых и торгово-розничных наценок, которые в среднем могут доходить до 35-50%.

Однако, по мнению экспертов, резкий скачок цен на кофе может и не произойти. Это связано с тем, что многие производители открыли свое производство в России, а таможенная пошлина в нашей стране на зеленый кофе равна нулю. Постановление об обнулении пошлин было подписано в 2006 году, и послужило стимулом к развитию местного производства и развитию рынка кофе в целом. Многие крупные международные игроки построили фабрики полного цикла по производству растворимого кофе. Так, компания "Нестле" открыла свою первую фабрику по производству растворимого кофе NESCAFE Classic в 2005 году, а сейчас реализует проект по строительству второй очереди фабрики по производству сублимированного кофе NESCAFE Gold.

Фото с ресурса coffeedetour.com
По мнению Александра Малчика, поможет сдерживанию цен и тот факт, что крупные производители заключают с поставщиками долгосрочные контракты. Основными нашими поставщиками являются Бразилия, Вьетнам и Индонезия. Они занимают 77% всего рынка. 20% - это Колумбия, Танзания, Гондурас, Эфиопия, Уганда, Перу и Никарагуа. Оставшиеся 3% приходятся на другие страны.

Также следует отметить, что переход производителей на более дешевые сорта в массовом порядке вряд ли произойдет, хотя, конечно же, не исключен. Как считает Рамаз Чантурия, серьезные бренды этого не допустят. Это же касается и заменителей, например, цикория. "В этом необходимости точно нет - рынок цикория существует сам по себе, использовать его в кофе можно, и даже полезно, но не указывать этого на упаковке - нельзя", - отметил он.

Согласно маркетинговому исследованию консалтинговой компании "АМИКО", несмотря на рост цен, около 35% потребителей не будут сокращать расходы за счет чая, кофе или какао. Таким образом, покупатели, скорее всего, не откажутся от привычного для них продукта. Но, возможно, часть из них перейдет на более дешевые сорта кофе, с большой долей добавления робусты (более дешевого сорта кофе по сравнению с арабикой).

Марина Усачева, Sostav.ru

Марина Усачева, Sostav.ru