25.10.2010

Видеопорталы настаивают на ответственности поисковиков за нелегальный контент

В пятницу в интернете появилось открытое обращение нескольких российских видеопорталов о мерах по соблюдению авторских прав. Его, в частности, подписали руководители сайтов TVZavr.ru, Zoomby.ru и Tvigle.ru В письме выражается несогласие с недавним предложением "Яндекса", Google, Mail.ru, "ВКонтакте" и объединенной компании "Афиши" и Rambler переложить ответственность за нелегальный контент только на пользователей.

Как известно, интернет-компании просили на уровне закона разграничить ответственность за нарушения прав на интеллектуальную собственность. Они заявляли, что не могут отслеживать весь нелегальный контент, размещаемый посетителями. Видеопорталы с этим не согласны. "Использование нелегального пользовательского контента в разы увеличивает рентабельность бизнеса. Конечно, социальные сети и поисковики не зарабатывают на его продаже напрямую, но если, например, из "ВКонтакте" удалить весь нелегальный контент, это сильно сократит посещаемость сети",- пояснил "Коммерсанту" гендиректор Tvigle Media Егор Яковлев.

"Узаконить сегодняшнее положение вещей для компаний Mail.ru Group особенно важно в преддверии IPO",- отмечает газете один из участников рынка. В своем письме руководители видеопорталов предлагают не индексировать в поисковых системах сайты, распространяющие нелегальный контент, не распространять их рекламу (в том числе контекстную) и ограничить максимальную длину загружаемых пользователями видеофайлов 7-10 минутами. При этом площадки должны сами предоставить правообладателям механизм отслеживания нелегального контента, считает Егор Яковлев.

"Возможность контролировать весь контент есть у интернет-кинотеатров, но ее нет у поисковиков, социальных сетей и крупных порталов,- замечает "Коммерсанту" гендиректор объединенной компании "Афиши" и Rambler Николай Молибог.- У видеопорталов, напрямую зарабатывающих на продаже контента, его источниками являются несколько крупных правообладателей, а у нас - миллионы пользователей".

С ним соглашается партнер юридической компании Salans Виктор Наумов: "Невозможно сделать такую систему, которая бы в онлайне отвечала на вопрос, законный контент или нет. У провайдеров информации о том, кому какое видео, фотографии или музыка принадлежит, нет: это не товарные знаки, где можно проверить госрегистрацию".

"Это пагубная практика - ограничивать, например, поисковики, которые должны обрабатывать запросы без купюр и цензуры, - заявил "Ведомостям" гендиректор Rutube Михаил Ильичев. - Стоит один раз подкорректировать результаты поиска, как об этом попросят снова, в результате российские поисковики перестанут выполнять свою базовую функцию". Закон не без пробелов, согласен он, но правоприменительная и судебная практика расставит все по местам.

"Предлагаемые в обращении меры не являются общемировой практикой и зачастую технически не могут быть реализованы. В частности, введение запрета на поисковую выдачу приведет к тому, что фильмы, музыку и иные произведения просто невозможно будет рекламировать через Интернет, никто не сможет найти необходимой информации о произведении, - говорит РБК daily вице-президент Mail.Ru Максим Бобин. - Ограничение видеофайла до 7-10 минут не даст возможности нормально делиться и вполне законным контентом. Создается ощущение, что правообладатели просто пытаются доказать, что широко распространенный механизм "уведомление - блокировка" просто не существует. И каким образом правообладатели собираются заставить рекламодателей не рекламироваться на пиратских ресурсах? Теперь свою работу правообладатели хотят переложить еще и на рекламодателей? Это неконструктивный подход".