25.10.2010

ВЦИОМ: россияне не доверяют рекламе

Иллюстрация с сайта lady.open.ua
Более половины россиян не доверяют рекламе. Такие данные представил Всероссийский центр изучения общественного мнения, где в октябре провели исследование на тему: доверяют ли россияне рекламе, совершают ли покупки под ее влиянием, и какого мнения в целом придерживаются о характере рекламы в России.

По итогам исследования, проведенного в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, 62% россиян рекламе не доверяют, но 44% опрошенных хотя бы однажды делали покупки под ее влиянием.

Как сообщает ВЦИОМ, скептически к рекламе относятся, в первую очередь, пожилые и малообеспеченные респонденты (68 и 74% соответственно), а также те, кто не пользуется Интернетом (67%).

Россияне же моложе 45 лет (30-31%) и активные пользователи сети Интернет (32%) к рекламе неоднозначно относятся. А вот доверяет ей почти каждый десятый опрошенный (9%, десять лет назад - 6%). Наиболее высок этот показатель среди молодежи (13%), обеспеченных респондентов (20%) и эпизодических пользователей сети Интернет (16%).

Данные говорят о том, что почти половина россиян хотя бы раз в жизни совершали покупки после просмотра рекламы, однако позитивно их оценивают только 18%, в то время как 26% считают свои приобретения неудачными. В наибольшей степени реклама влияет на женщин (47%), молодежь (55%) и обеспеченных людей (55%).

Исследователи говорят о том, что, как и десять лет назад, представления россиян о рекламе имеют скорее негативный характер. Так, большинство опрошенных полагают, что она побуждает детей покупать ненужные и порой даже вредные товары (83%), не дает полной и достоверной информации о продукте и зачастую преувеличивает его пользу для здоровья (по 78%).

Кроме того, россияне, принимавшие участие в опросе, считают, что реклама не оказывает положительного влияния на поведение (69% против 78% в 2000 году). Более половины опрошенных отметили, что реклама редко бывает интересной (61%) и в большинстве случаев не соответствует представлениям покупателя (62% против 72% десять лет назад).

Вы в целом доверяете или не доверяете рекламе? (закрытый вопрос, один ответ)

 

1998

2000

2010

Полностью доверяю

1

1

1

В основном доверяю

5

5

8

Отчасти доверяю - отчасти нет

30

26

27

В основном не доверяю

24

24

28

Совершенно не доверяю

36

40

34

Затрудняюсь ответить

3

3

3



Покупали ли Вы лично товары/услуги после просмотра соответствующей рекламы? (закрытый вопрос, один ответ)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Да, покупал, и чаще мои покупки оказывались удачными

18

27

23

21

14

10

Да, покупал, но чаще такие покупки оказались неудачными

26

28

29

26

28

21

Нет, никогда не делал покупки после просмотра рекламы

46

35

36

42

51

62

Затрудняюсь ответить

9

10

12

12

8

7

 

 

 

 

 

 

 



Насколько часто, по вашему мнению, реклама в России ... (закрытый вопрос один ответ по каждой позиции)

 

 

2000

2010

Побуждает детей покупать вещи, которые не очень нужны или даже вредны для них

Очень часто

53

48

Довольно часто

31

35

Не очень часто

9

7

Почти никогда

1

2

Затрудняюсь ответить

6

7

Бывает интересной, занимательной

Очень часто

7

7

Довольно часто

24

25

Не очень часто

43

40

Почти никогда

21

21

Затрудняюсь ответить

5

6

Создает иллюзию большего, чем на самом деле, количества продукта в упаковке

Очень часто

27

35

Довольно часто

38

39

Не очень часто

16

11

Почти никогда

6

3

Затрудняюсь ответить

13

12

Дает полную и достоверную информацию о продукте

Очень часто

5

4

Довольно часто

11

10

Не очень часто

46

43

Почти никогда

32

35

Затрудняюсь ответить

6

8

Вводит в заблуждение или преувеличивает пользу продукта для здоровья

Очень часто

33

37

Довольно часто

46

41

Не очень часто

11

12

Почти никогда

3

3

Затрудняюсь ответить

6

8

Побуждает к правильным действиям, полезному поведению

Очень часто

2

3

Довольно часто

9

13

Не очень часто

46

38

Почти никогда

32

31

Затрудняюсь ответить

12

15

Соответствует представлениям и вкусам покупателя

Очень часто

2

4

Довольно часто

10

15

Не очень часто

45

37

Почти никогда

27

25

Затрудняюсь ответить

16

19