09.09.2010

Что в вывеске тебе моей?

Власти демонтируют вывески фирм, считая их рекламой. Имеют ли они на это право - суды решить не могут

 Можно ли считать дополнительную информацию - адрес, телефон, перечень услуг организации или компании на ее вывеске рекламой? Вопрос отнюдь не праздный, поскольку в последнее время было уже несколько случаев, когда региональные власти выносили предписание о демонтаже такого типа вывесок, посчитав такую информацию рекламной, и, следовательно, требующей специального предписания.

При этом в последовавших судебных разбирательствах Арбитраж, как правило, вставал на сторону владельцев вывесок. Так имеют ли право органы местного самоуправления демонтировать такие вывески или нет, попытались разобраться Sostav.ru и эксперт юридической компании "КонсультантПлюс" Дарья Муратова.

Последним по времени на эту тему высказался ФАС Уральского округа: указание на вывеске организации её наименования (хотя были также указаны и номера телефонов) не является рекламой, поскольку распространение информации о наименовании юридического лица обязательно по закону. Спор, рассмотренный уральскими антимонопольщиками, возник после того, как представители местной администрации обратились в суд с требованием к организации о принудительном демонтаже вывески. По мнению заявителя, вывеска, содержащая наименование и номера телефонов организации, является самовольно установленной рекламной конструкцией.

 Суды первой и апелляционной инстанций отказали местным властям в удовлетворении требований. Свою позицию судьи обосновали тем, что указанные сведения представляют собой средство индивидуализации общества и к рекламе не относятся. Соответственно, для установки такой вывески не требуется получать специальное разрешение.

Суд кассационной инстанции согласился с таким выводом. При этом было отмечено, что "рекламой признается информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение на рынке". Сведения же, указанные на спорной вывеске, носят информационный характер, а значит, не являются рекламой согласно части 2 статьи 2 Закона о рекламе.


"В подтверждение своей позиции суд сослался на Информационное письмо Президиума ВАС РФ (N 37 от 25.12.1998), - комментирует Дарья Муратова. - В пункте 18 этого письма разъясняется, что указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения не может рассматриваться как реклама. Напротив, распространение таких сведений является обязательным для юридического лица, и они не относятся к рекламной информации независимо от манеры исполнения на соответствующей вывеске".

 Следует отметить, что в указанном кейсе вывеска содержала не только перечень предоставляемых услуг, но и другие сведения об организации, включая номера телефонов. То есть, сомнения в не рекламном характере этой информации кажутся вполне обоснованными.

Поэтому-то суды не всегда выносят однозначные решения, в одних случаях подобную информацию на вывесках не признают рекламой (Постановление 18-ого арбитражного апелляционный суда от 12 апреля 2010 г. N 18АП-2345/2010), в других случаях признают (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 декабря 2009 г. N Ф03-6881/2009). Так что заказчик вывески, размещающий на ней дополнительную информацию, в любом случае рискует, поскольку шаткие законодательные формулировки не гарантируют ему оправдательного решения в случае юридических разбирательств.

Эльдар Соколов, Sostav.ru