19.07.2010

Утилизация автохлама оказалась самой действенной антикризисной программой

 По расчетам Минпромторга, доходы федерального бюджета от программы утилизации автохлама минимум в полтора раза превысят расходы, пишут "Ведомости".

Методика расчетов такова. Автопроизводитель платил в бюджет и внебюджетные фонды с каждой проданной в мае по программе утилизации машины 27 195 рублей: НДС 8892 рубля, налог с заработной платы (НДФЛ) плюс платежи в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования 11 839 рублей. В мае "АвтоВАЗ" начал генерировать прибыль, чего не было бы без программы утилизации, налог на нее дал еще 2330 рублей, плюс акциз на проданные автомобили, транспортный и прочие налоги, в том числе и на имущество, землю и получаемые компанией дивиденды.

Согласно расчетам, платежи поставщиков составили 53 057 рубля с одного автомобиля. Отчисления дилеров, по оценке АвтоВАЗа, составили 4305 рубля с машины также за счет НДС (2442 рубля), социальных платежей (1282 рубля) и налога на прибыль (581 рубль). Всего, выходит, АвтоВАЗ вместе с поставщиками и дилерами платил в бюджет и внебюджетные фонды 84 558 рублей с каждой проданной по программе утилизации машины, пишут "Ведомости".

"Соллерс" проводил схожие расчеты, но использовал более простую методику, рассказывает "Ведомостям" представитель компании. Средняя стоимость автомобилей "Соллерса" в программе утилизации около 600 000 рублей, налоговая нагрузка на автозавод около 8% выручки. Так что "Соллерс" без учета платежей поставщиков и дилеров с каждой проданной по программе утилизации машины платил государству в среднем 48 000 рублей.

Только НДС, выплачиваемый по цепочке поставщиков, с одной машины составит 63 000 рублей, а ведь есть и другие виды налогов, объясняет "Ведомостям" чиновник Минпромторга. По самым консервативным предположениям, с каждого рубля, потраченного на программу, в бюджет возвращается минимум 1,5 рубля. То есть

Программа утилизации оказалась одной из самых эффективных антикризисных мер.

Большинство стран выбрали в качестве основной меры борьбы с кризисом выбрали именно стимулирование потребительского спроса.

Российское правительство, напротив, делало упор на поддержку конкретных предприятий, отмечает "Ведомостям" начальник аналитического отдела BNP Paribas Юлия Цепляева. Один "АвтоВАЗ" получил напрямую из бюджета 25 миллиардов рублей, какой эффект дали эти деньги, непонятно до сих пор. В конце 2009 года Счетная палата выяснила, что несколько месяцев после начала кризиса менеджмент "АвтоВАЗа" выпрашивал у правительства бюджетные деньги, а не сокращал издержки, пишут "Ведомости" 360 миллиардов рублей бюджетных вливаний в уставные капиталы Внешэкономбанка, ВТБ, Россельхозбанка, "Росагролизинга" так и не помогли запустить кредит, говорится в анализе антикризисных мер Центра развития Высшей школы экономики.