06.07.2010

Поправки в закон о наружке под микроскопом экспертов

В Госдуму был внесен законопроект, изменяющий правила размещения наружной рекламы. Поправки коснутся перезаключения договора о размещении рекламной конструкции на новый срок. Sostav.ru и эксперты компании "КонсультантПлюс" попытались разобраться, какие именно новшества предлагают парламентарии.

Госорганы и госучреждения не смогут быть распространителями наружной рекламы

На сегодняшний день по Закону о рекламе в качестве владельца рекламной конструкции (далее - рекламораспространитель) может выступать любое физическое или юридическое лицо. Законопроект исключает из этого перечня органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, а также хозяйственные товарищества и общества с участием государства и муниципальных образований. Учитывая, что разрешение об установке рекламной конструкции выдается органами местного самоуправления, можно предположить, что такие изменения призваны предоставить негосударственным организациям равные права по участию в размещении наружной рекламы.

Рекламодателям, не нарушавшим условия договора, будет проще заключить договор на новый срок

Заключение договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции на государственной или муниципальной недвижимости сегодня осуществляется посредством конкурса или аукциона. С введением поправок единственным способом заключения таких договоров станет участие в открытом аукционе. Заключить договор об установке рекламной конструкции в упрощенном порядке, без участия в аукционе, смогут рекламораспространители, которые ранее уже состояли в договорных отношениях с этим же собственником недвижмости. Если такой рекламораспространитель исполнял свои обязанности надлежащим образом, он может за два месяца до окончания срока действия договора направить собственнику недвижимости письменное уведомление о желании заключить договор на новый срок. При этом установлено исключение: таким правом не смогут воспользоваться рекламораспространители, занимающие преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы.

Если все перечисленные условия будут соблюдены, новый договор может быть заключен на срок до пяти лет, на этот же срок продляется и срок действия разрешения на установку рекламной конструкции. Таким образом, соблюдение условий договора позволит рекламораспространителю избежать процедуры аукциона и получения ряда согласований. Правда, из текста законопроекта неясно, будет ли заключен новый договор на тех же условиях, что и предыдущий.

Отказ в размещении рекламной конструкции может повлечь имущественную ответственность

Собственник недвижимого имущества может отказать прежнему рекламораспространителю в заключении договора на новый срок, если не планирует предоставлять свое имущество для размещения рекламных конструкций. Однако если при этом собственник заключит договор с другим лицом в течение года,прежний контрагент сможет потребовать признания такого договора недействительным и (или) возмещения убытков.

Антимонопольные органы получат дополнительные права

Законопроект расширяет правомочия антимонопольных органов по выявлению и устранению нарушений, связанных с наружной рекламой. Антимонопольный орган обязан будет выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о конкуренции рекламораспространителям, доля которых на рынке рекламы превышает 35 процентов.
По действующему Закону о рекламе для размещения рекламной конструкции необходимо получить разрешение органа местного самоуправления. В случае нарушений, перечисленных в Законе, разрешение аннулируется органом местного самоуправления или признается недействительным в судебном порядке.

После принятия законопроекта органы местного самоуправления могут получить от антимонопольного органа предписание об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций, если сами не принимают такого решения при наличии к тому оснований.