24.06.2010

"Дни PR в Москве": будущее у PR есть

Более 130 докладов, посвященных наиболее актуальной проблематике коммуникационной отрасли, 14 круглых столов, почти 600 участников из Бельгии, Болгарии, Германии, Румынии, Белоруссии, Украины и практически всех регионов России - такова лишь беспристрастная статистика XIV фестиваля "Дни PR в Москве", который состоялся 10-11 июня 2010 года. Содержательное же наполнение крупнейшего в России профессионального форума еще раз доказало - в отрасли есть место глубокому анализу, инновациям и стратегическому видению.

"На протяжении четырнадцати лет фестиваль "Дни PR в Москве" становился интеллектуальной площадкой для обмена опытом и достижениями среди специалистов по коммуникациям. Не стал исключением и нынешний форум. Предложенная организаторами тема "Нулевые". Перезагрузка" - позволила сотрудникам профильных подразделений российских и зарубежных компаний, специализированных агентств, а также вузов и СМИ проанализировать итоги первого десятилетия нового века, определить направление дальнейшего развития отрасли", - комментирует президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), генеральный директор ГК НЬЮТОН Алексей Глазырин.

Открывая фестиваль, президент Международного университета в Москве Гавриил Попов сделал акцент на социальной ответственности специалистов по связям с общественностью. По его словам, PR в эпоху информационного общества является "оружием" повышенной опасности". А СМИ, являясь ретранслятором общественного мнения, ответственны за направленное силовое внедрение информации потребителю, примитивизацию общества.

Различные аспекты темы были развиты в докладах заместителя генерального директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Зинаиды Бонами, генерального директора ЗАО "Эхо Москвы" Юрия Федутинова, пресс-секретаря Олимпийской сборной России на Олимпиаде в Ванкувере Геннадия Швеца.

Болезненную тему затронул Ю. Федутинов - почему слово "журналист" стало ругательным? Он считает, что искать решение необходимо с учетом нескольких аспектов. Во-первых, необходимо учитывать тот факт, что за пять прошедших лет общество сгенерировало столько информации, сколько было накоплено за все предыдущие поколения. Это не могло не привести к определенной дезориентации людей. Во-вторых, стоит учитывать и психологические проблемы: общественность стала меньше доверять информации.

В какой степени тенденции российского рынка PR корреллируют с общемировыми, слушатели смогли узнать от зарубежных гостей конференции. Так, начальник управления по информационной политике компании "Миллхаус" Джон Манн, обладающий опытом работы в нескольких странах, представил свой взгляд на общемировые тренды с корректировкой на российскую действительность. По его мнению, нынешний период характеризуется рецессией, деликатными взаимоотношениями между PR и СМИ, сложным ландшафтом средств массовой информации, возникновением инновационных способов коммуникации с целевой аудиторией, расширением пространства для роста и совершенствования. В такой обстановке, и нынешним и последующим поколениям PR-специалистов необходимы такие качества как креативность, инициативность, интеллектуальность, понимание потребностей СМИ, критическое мышление, знание языков и межкультурных коммуникаций, навыки работы с текстами.

Член правления IPRA, президент IPRA в 2009 году Мария Гергова (Болгария) посвятила свой доклад новым требованиям, которые предъявляет к специалисту в области коммуникаций современность. "Новое лицо профессии: как цифровые технологии изменили PR-профессию (развитие новых навыков, требования цифровых знаний и высокая скорость коммуникации)".

М. Гергова заявила, что будущее масс-медиа меняется, СМИ должны быть мобильными и быстро реагировать на события в обществе. Интернет - ключевой катализатор информационной революции, и эта новая среда даёт огромные возможности. Люди стали намного реже читать печатные источники информации - все последние новости они получают онлайн. Интернет изменил правила, а следовательно, для наибольшей эффективности надо менять PR-стратегии. Люди хотят участвовать, вливаться в информационный поток, они требуют честности, прямоты, диалога и не приемлют пропаганды.

Обсуждение получило развитие в ходе круглого стола New Media: мода VS эффективность, признанного участниками конференции одним из самых динамичных. Известные блогеры, представители телекоммуникационных и Интернет-компаний, "традиционных" печатных СМИ отвечали на вопросы: что будет с new media когда они перестанут быть модой, каким образом блоги компаний способствуют повышению эффективности корпоративной социальной ответственности, каковы методики и подходы к оценке эффективности коммуникационных мероприятий в Интернет и т.д.

Но если необходимость Интернет-коммуникаций начинают осознавать большинство компаний, трансформируя управление ими из сферы модной в деятельность обыденную, то, что такое Scientific Relations пока еще мало кому известно.

"Перед нашим государством стоит задача построения современной развитой экономики - экономики знаний, - объясняет заявленную тему директор департамента развития и коммуникаций, член правления Российской венчурной компании Евгений Кузнецов. - В свою очередь, перед Scientific Relations стоит задача выявить новые информационные, маркетинговые, аналитические продукты и решения, предложить их научному и бизнес-сообществу, обществу в целом. Мы должны подняться на ступень выше, научиться поддерживать коммуникации в сфере инноваций и знаний".

Обсуждение новых форм коммуникаций, востребованных изменившимся обществом, было инициировано российским отделением Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC) и его председателем, президентом КГ Insiders Андреем Лапшовым.

В этом году фестиваль "Дни PR в Москве" был поддержан всеми отраслевыми объединениями. Так, кроме IABC, профессиональные дискуссии были организованы Ассоциацией компаний-консультантов в области связей с общественностью. "PR как инструмент роста продаж" и "Корпоративные коммуникации: от корпоративной социальной ответственности к корпоративному социальному диалогу" - таковы темы круглых столов, модератором которых выступила президент АКОС, генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard Елена Фадеева.

Говоря о КСО, докладчики и участники профессионального форума не раз подчеркивали, что в посткризисный период реализация профильных программ, их наполнение выходят на иной уровень, подразумевающий иные ценностные установки социума. В то же время существует целый ряд технологий, которые необходимо освоить специалистам по коммуникациям. Этому вопросу был посвящен круглый стол "Воспитание чувств. Коммуникационные кампании как инструмент изменения общественных норм, установок и культуры граждан".

В чем заключаются стратегия и механика коммуникационных кампаний по изменению общественных установок, норм и культуры? Как работать с потребителями на уровне ценностных установок? Какими должны стать россияне, чтобы страна сохранила и упрочила свой статус в мире? - ответы на эти и другие вопросы постарались найти участники круглого стола.

Вопрос об имидже России и российского бизнеса стал одним из основополагающих и в ходе круглого стола "PR-продвижение российского бизнеса за рубежом", посвященного выбору наиболее эффективного инструментария и анализу наиболее удачных практик. Со своими рекомендациями коллегам выступил Томас Войвуд (Германия), представлявший на конференции независимую европейскую сеть Newton 21. Он, в частности, отметил, что российским специалистам по коммуникациям удается совмещать традиционные и современные технологии. Подобный синтез помогает избежать стереотипов, что полностью соответствует мировым трендам.

Также вниманию участников фестиваля "Дни PR в Москве" были предложены такие темы как "PR-продвижение российского бизнеса за рубежом", "Традиционные и нетрадиционные форматы продвижения на арт-рынке", "Имидж России и новые технологии лоббизма и GR", "Преодоление коммуникационного неравенства: федеральный центр и регионы", "Люди доверяют людям: репутация первого лица как стратегический ресурс компании".

"Дни PR в Москве" завершились. Насколько верными окажутся представленные мнения, оправдаются ли прогнозы и ожидания, покажет время. Поделиться своими наблюдениями PR-специалисты смогут через год, в ходе очередного фестиваля "Дни PR в Москве".