02.06.2010
Nielsen

В случае роста цен Москва откажется от спиртного, а Питер - от шоколада

Nielsеn исследовал поведение покупателей и крупнейших торговых сетей рынка FMCG в кризис

Исследователи Nielsen
Иллюстрация с ресурса babble.com
Международная компания Nielsеn обратила в кризисный год внимание на FMCG-рынок.

Сравнению подлежали: форматы торговых сетей, в которых покупатели тратят больше всего денег (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры); лидеры рынка и факторы их восприятия потребителями; расходы последних на товары повседневного спроса и многое другое.

В целом, исследователи отмечают слабый рост количества супермаркетов и гипермаркетов в России в последние, кризисные, годы (учитываются города с населением свыше 10 тысяч человек). "Причина понятна, - объясняет Денис Шириков, директор отдела по работе с розничными сетями "Nielsen Россия", - экономическая ситуация и связанный с ней кризис. Сети затянули пояса, остановили инвестиционные программы и сконцентрировались на эффективности". Открытие новых торговых точек происходило, но существенно меньшими темпами. На уровне 24 крупнейших городов их количество сокращается за счет открытых рынков, как продовольственных, так и непродовольственных. Рост современной торговли идет за счет развития небольших городов. При этом на сегодняшний день в стране на такой канал, как гипермаркеты и супермаркеты, приходится 47 % рынка, отмечает эксперт.

В прошлом году в гипермаркетах московские покупатели оставляли почти на треть больше денег, чем в этом году. Что касается супермаркетов, то здесь разница несущественна. Зато налицо обращение покупательского интереса к дискаунтерам - по сравнению с прошлым годом, количество денег, оставляемое москвичами в этих магазинах, увеличилось на 8%. Что касается Санкт-Петербурга, заметно отсутствие интереса покупателей к супермаркетам - питерцы тратят там в два, а то и в три раза меньше средств, чем москвичи. Предпочтения распределились между гипермаркетами и дискаунтерами. В последних жители северной столицы в этом году оставляли на 4% больше денег, чем в прошлом.

Nielsen определил, благодаря каким показателям покупатели воспринимают крупнейшие розничные сети. В списке - "Ашан", "Пятерочка", "Копейка", "Перекресток", "Седьмой континент", Billa, Metro и "Мосмарт". По количеству показателей в Москве лидируют "Ашан" и "Седьмой континент". Первый бренд жители столицы воспринимают в связи со следующими факторами: "все, что мне нужно, есть в одном магазине", "широкий выбор овощей и фруктов", "высокое качество овощей, фруктов, мяса и рыбы", "нужные товары всегда есть в наличии". Второй воспринимается благодаря показателям - "хорошее качество кулинарии", "хорошее обслуживание", "широкий выбор известных марок", "быстрое обслуживание в кассе", "открыт допоздна", "приятная обстановка в магазине".

Интересны результаты исследования ежемесячных расходов потребителей на продукты и товары повседневного спроса. Так, для москвичей за период с 2003 по 2010 траты на самое необходимое выросли с 8179 руб. до 17 483 руб. в месяц. Для питерцев в 2005 году эта сумма составляла 8477 руб., в 2010-м - 16 324 руб. Данные можно сравнить с расходами на так называемую минимальную потребительскую корзину. В 2003 году москвичи "выживали" на 3704 руб. в месяц, питерцы, соответственно, на 3103 руб. В 2010 году эти цифры равняются 6974 и 6450.

В случае роста цен, в списке продуктов, на которые покупатели будут сокращать расходы, лидирует шоколад, причем в Питере, а в Москве - алкогольные напитки. Далее по убывающей - газированные напитки, шоколад, печенье, мясо, соки, кофе, фрукты (данные по Москве), и - газированные напитки, алкоголь, печенье, соки, кофе и мороженое, мясо (данные по Санкт-Петербургу).

Компания Nielsеn вывела индекс потребительской уверенности, который складывается из готовности покупать, уверенности в своих финансовых возможностях и в возможности найти работу в ближайшее время. По словам Дениса Ширикова, показатели России в течение долгого периода времени были высокими (более 100 пунктов), выше средних в Европе и мире. Затем в конце 2008 года индекс значительно снизился - до 75 пунктов. "Это не замедлило сказаться на модели поведения потребителей, - говорит Шириков. - Сейчас мы видим постепенный рост потребительской уверенности, на сегодняшний день это 86 пунктов, и это не так много".

Директор отдела по работе с розничными сетями также отметил, что основная причина отсутствия энтузиазма у людей - проблема с трудоустройством, которая может не существовать в реальности, но есть ее восприятие в голове человека. Поэтому люди стараются более сдержанно относиться к своим тратам.

Алина Кудрявцева, Sostav.ru

Исследователи Nielsen


Исследователи Nielsen


Исследователи Nielsen