12.05.2010

Таможня затормозила General Motors, Toyota и Nissan

Руководители петербургских заводов General Motors, Toyota и Nissan написали главе Федеральной таможенной службы Андрею Бельянинову письмо с жалобой на деятельность таможенных постов в Санкт-Петербурге. Причиной послужило то, что таможенное оформление ввозимых автокомпонентов теперь переведено на единственный пункт - в Шушары, на территорию частной "Национальной контейнерной компании", пишет "Коммерсант".

Пост в Шушарах не в состоянии справиться с их логистикой, пишут производители: туда должны будут приходить более 2 тысяч контейнеровозов в месяц, дорожная инфраструктура в районе с этим просто не справится. Все это, по заявлению директоров, создает риск "остановки производства и запуска новых моделей" на заводах автоконцернов в Петербурге.

В GM "Коммерсанту" пояснили, что все современные автозаводы работают в режиме just-in-time, когда компоненты приходят на конвейер в режиме реального времени, а не хранятся на складе. Совокупная мощность питерских заводов GM, Nissan и Toyota - 160 тысяч машин в год (производство в 2009 году - не более 20 тысяч). В российских офисах концернов утверждают, что пока конвейеры не останавливаются, но ряд источников "Коммерсанта" уверяет, что у GM уже отмечены перебои с поставками.

Между тем, как известно, на лето концерн запланировал запуск сборки в Петербурге новой модели Opel Astra. В Питере также строится завод Hyundai - один из крупнейших иностранных автозаводов в России (мощность - 150 тысяч машин в год). Автозавод Ford, также работающий в Ленобласти, имеет собственный таможенный пост. Заместитель главы ФТС Сергей Шохин заверил "Коммерсант", что таможня вовсе не заставляет автозаводы оформлять грузы только на Пушкинском посту.

"Мы никого не насилуем,- пояснил он.- Просто на этом посту созданы условия, позволяющие быстрее и лучше проводить таможенное оформление автокомпонентов, предназначенных для промышленной сборки автотранспортных средств". По словам главы управления по связям с общественностью ФТС Александра Смелякова, таможенники предложили альтернативный вариант - организовать отделы таможенного оформления и таможенного контроля непосредственно на заводах.

В Hyundai "Коммерсанту" отметили, что такая мера приведет к дополнительным затратам. Конкуренты "Национальной контейнерной компании" в петербургском порту крайне обеспокоены сменой устоявшейся логистики, пишет "Коммерсант". В пресс-службе компании тем временем газете заявили, что открытие поста на территории входящего в НКК ЗАО "Терминал-Логистик" было "инициативой самой таможни".