15.03.2010

ФАС заподозрила "Метро кэш энд кэрри" в нарушении закона о торговле

торговый центр METRO
Фото с сайта ssspb.ru
20 января ФАС начала плановую выездную проверку "Метро кэш энд кэрри" -операционной компании сети гипермаркетов Metro Cash&Carry, пишет "Коммерсант".

В письме, направленном поставщикам сети, ФАС запрашивает копии договоров поставки за 2008-2009 годы, акты о разногласиях в переговорах, данные об общих объемах поставок в сеть, суммы дополнительных выплат (в виде бонусов, штрафов, маркетинговые и рекламные услуги, не связанные с основным договором и проч.), информацию об отсрочках платежей.

Помимо этого поставщикам предложено ответить на 12 вопросов: ФАС интересуется, как отличаются условия поставок в Metro от условий работы с другими сетями, как менялся за последний год состав и количество дополнительных выплат в пользу Metro, есть ли возможность у поставщика отстаивать в ходе переговоров выгодные для него условия и отклонять невыгодные.

Замглавы ФАС Андрей Кашеваров сообщил "Коммерсанту", что проверка "Метро кэш энд кэрри" ведется из-за многочисленных жалоб его поставщиков. Проверяются не только старые договоры, но и договоры на 2010 год, утверждает начальник управления контроля официальной сферы и торговли центрального аппарата ФАС Тимофей Нижегородцев.

В ходе проверки ФАС может выявить возможные нарушения закона "О торговле", вступившего в силу 1 февраля 2010 года, считает он. Старые договоры изучаются, чтобы сравнить практики сети до и после вступления в силу закона. В работе с Metro есть "уникальные" условия, выделяющие ее как самую требовательную и "наглую" сеть, раскрывает "Коммерсант" суть жалоб поставщиков.

Так, по их словам, ритейлер уже давно работает по схеме, которая удлиняет на 30% зафиксированный в договоре срок оплаты поставленного товара. Федеральный контракт с Metro обязывает поставщика работать со всеми торговыми точками сети, в том числе в отдаленных от столицы регионах. Самостоятельная доставка товара в такие города затруднительна для поставщика, поэтому он оплачивает Metro логистические услуги, которые осуществляет ООО "МГЛ Метро групп логистик". Но товар переходит в собственность Metro не в момент передачи его МГЛ, а только после его отгрузки на склад каждой торговой точки. Кроме того, МГЛ отправляет счета-фактуры поставщику обратно, если в них были сделаны исправления (например, принято было не восемь товарных позиций, а семь).

Собеседник "Коммерсанта" признает такую систему законной, но называет "жесткой" для поставщика. Другой неприятный момент работы с Metro - плата за бонусы без предупреждения списывается из дебиторской задолженности, говорит другой поставщик сети. К 1 августу Metro, как и другим сетям, придется изменить многие условия: сократить отсрочки, вывести бонусы в отдельный договор и так далее. Сейчас же шансы выявить нарушения закона "О торговле" в Metro минимальны, говорит "Коммерсанту" адвокат "Юков, Хренов и партнеры" Дмитрий Лобачев.