02.03.2010

PepsiCo и Coca-Cola за вертикаль власти

Производители напитков поглощают своих партнеров

Сегодня PepsiCo объявила о завершении процесса поглощения двух своих крупнейших боттлеров - The Pepsi Bottling Group (PBG) и PepsiAmericas. Это выводит компанию на второе место в мире среди производителей продуктов питания (на первом месте по-прежнему швейцарская Nestle) с доходом в 60 миллиардов долларов в год и штатом почти в триста тысяч сотрудников.

История поглощения была далеко не безоблачной. PepsiCo объявила о намерении довести свое владение в двух бутилирующих компаниях до ста процентов еще в апреле прошлого года. Компания собиралась сократить расходы на производство тары и сосредоточить в своих руках контроль над брендом Pepsi. Однако совет директоров PBG счел неадекватной предложенную сумму в 4.2 миллиарда долларов и отклонил предложение.

Хотя PepsiCo объявили о возможности только дружественного поглощения, в PBG решили перестраховаться, проведя допэмиссию компании. В мае PepsiCo пошли на ответные меры, подав в суд иск об аннулировании решения совета директоров PBG. Создалась уникальная ситуация, при которой в качестве противостоящих субъектов выступили компания и боттлер, который полностью зависит от ее поставок.

Для того чтобы найти разумный компромисс, понадобился почти год. Сделка, несомненно, принесет крупную финансовую выгоду компании за счет экономии от объединения производством и дистрибуцией товаров различных подразделений. Ожидаемая доналоговая прибыль от слияния составляет 125-150 миллионов долларов, а уже в 2012 году - до 400 миллионов.

Примечательно, что менее недели назад крупное слияние провела конкурирующая с Pepsico компания - Coca-Cola. Она купила крупнейшее свое североамериканское подразделение Coca-Cola Enterprises (CCE) менее чем за 13 миллиардов долларов. Мотивировка все та же, снижение расходов за счет более четкой вертикали управления.