19.02.2010


И где найти нам средство, чтоб вновь вернуть его?



Обзор российского рынка мяса
Исследования компании «Академия Cервис»

Кризис негативно сказался на потребительских привычках россиян. Бюджеты домохозяйств за последние месяцы 2009 года изрядно истощились, что вынудило многих потребителей отказаться от дорогих привычек и излишеств, в том числе и гастрономических. Со столов россиян стали постепенно исчезать мясо и мясные продукты, особенно дорогие. Более того, нынешняя ситуация может сказаться не только на отдельных потребителях, но и на промышленности в целом. Во всяком случае, прекращение в России массового производства мясных деликатесов – например, сырокопченых колбас – вполне вероятная перспектива.
Во многом проблемы отрасли обусловлены сильной зависимостью российской мясоперерабатывающей промышленности от импорта, который в последние годы был относительно дешев, а, значит, выгоден мясокомбинатам. Мясные изделия из отечественного сырья – редкость на прилавках наших магазинов, да и значительная часть реализуемого сырого мяса имеет иностранное происхождение.
Просчитывая пессимистичные сценарии дальнейшего развития ситуации на рынке, российские политики и экономисты без устали твердят о необходимости снижения объемов импорта. Согласно прогнозам специалистов, по итогам текущего года, общий объем импорта мяса снизится с 30 до 25% рынка.
Некоторое снижение импорта действительно наблюдается, но оно связано в основном все с тем же пресловутым кризисом. По данным Росстата, в первом полугодии 2009 года общий объем импорта свежего и замороженного мяса всех сортов сократился на 23,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 585 тысяч тонн. Федеральная таможенная служба дает несколько иные цифры: снижение на 28% и общий объем – 513,5 тысячи тонн. При этом объем импорта говядины, по данным компании «Академия Сервис», составил 239,8 тысяч тонн, что на 20% ниже, чем за аналогичный период предыдущего года. Тем не менее, на фоне роста курса доллара, цены на говядину выросли примерно на 25%.
При беглом анализе данных по объему внутреннего производства говядины зависимость от импорта не так очевидна. Ведь согласно статистике, в 2008 году в России было произведено 1,75 млн тонн говядины, тогда как объем импорта составил чуть менее 800 тысяч тонн. Соотношение вырисовывается вполне благоприятное, во всяком случае, не катастрофическое. Однако существует немало способов подведения итогов и их представления в наиболее благоприятном виде.
Традиционно у нас учитывается так называемый «убойный вес», то есть вес мяса на кости, а поставки из-за рубежа – это бескостная говядина. При этом отечественное мясо не соответствует требованиям мясокомбинатов ни по одному из основных параметров – качество, забой, разделка. В пересчете на бескостную говядину в 2008 году в России объем производства составил порядка 1100 тысяч тонн, из которых на «индустриальную» говядину* и высококачественное сырье** приходилось только соответственно 400 тысяч и 62,2 тысячи тонн.
Важно отметить, что на ввоз говядины все же действует тарифная квота, призванная защищать отечественного производителя. На сегодня размер квоты составляет 450 тысяч тонн в год. Но практика показывает, что такой объем импорта не в силах удовлетворить внутренний спрос. Только в прошлом 2008 году квота была превышена почти вдвое: по оценке компании «Академия Сервис», в этот период объем импорта говядины составил 768,09 тысячи тонн (рис. 1).

ris.1

И несмотря на кризис, рост цен на импорт, значительные колебания валютных курсов и некоторое падение объема импорта в начале 2009 года, вероятность превышения квоты в текущем году существует.
Значительный рост импортных поставок, наблюдавшийся во втором полугодии 2008 года, по всей видимости, был обусловлен временными задержками между оформлением договоров на поставку и самими поставками, а также сезонными колебаниями на рынке.
В структуре импорта мяса значительных изменений пока не отмечается: наиболее сильные позиции по-прежнему имеют страны Латинской Америки, а доля лидера – Бразилии даже несколько возросла, составив в первом полугодии 2009 года 59% импорта в стоимостном выражении (рис. 2).

ris.2

И все же, почему Россия остается настолько зависимой от импорта мяса, в частности говядины? Казалось бы, с одной стороны, на фоне кризиса упал спрос на эту продукцию, с другой – потребитель должен проявить интерес к отечественному производителю, готовому предложить более конкурентоспособные цены, чем заокеанские экспортеры. Кроме того, условия для разведения скота в России вполне подходящие, а мясное скотоводство проще и дешевле молочного. Российскому производителю легче обеспечить потребителя не только замороженной, но и свежей/охлажденной продукцией. По понятным причинам в 2008 году в общем объеме импорта говядины доля свежей и охлажденной продукции составила лишь 3% в стоимостном выражении.
Ряд экспертов считают, что сложившаяся ситуация – шанс для российских производителей говядины, которые в условиях вынужденного снижения импорта получают определенные возможности для роста. Вероятно, именно сейчас российский потребитель повернется лицом к отечественному производителю, за которого, теоретически, можно «проголосовать рублем» с меньшим убытком. Однако для этого производитель должен обеспечить и достаточное количество продукции, и ее должное качество.
В то же время, кризис не только дает шансы, но и создает немалые сложности. Нельзя забывать, что для развития необходимы серьезные инвестиции, а период окупаемости в кризисный период увеличивается. Многие инвесторы сейчас замораживают проекты из-за дорогих кредитов, да и сельское хозяйство – традиционно не самое популярное направление для капиталовложений. При этом налаживание производства говядины – процесс, на который потребуется лет десять.
Очень многое сегодня зависит от позиции государства. В текущем году на поддержку производства говядины было выделено 4,5 млрд рублей, из которых 3 млрд – на финансирование региональных программ совместно с субъектами Федерации. Тем не менее, средства распределяются медленно и далеко не всегда эффективно. При этом численность поголовья специализированного мясного скота за последние 10 лет сократилась почти втрое.
Кроме того, мясокомбинаты все же предпочитают работать со стандартным, предсказуемым импортом и не всегда доверяют российским производителям. Вот и получается, что все конкурентные преимущества по-прежнему на стороне зарубежных поставщиков.


* Говядина, по качеству отвечающая требованиям мясокомбинатов.

** Сырье, пригодное не просто для переработки на мясокомбинатах, но и подходящее для производства деликатесных полуфабрикатов высокого качества.

Лариса Клевцова

FOODMARKET