16.02.2010


БЕЗ ПЕРЦА ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ НА СВЕТЕ, НЕТ!



Обзор российского рынка специй и пряностей
Исследования компании MEMRB Retail Tracking Services

Согласно исследованиям, проведенным специалистами компании MEMRB Retail Tracking Services, несмотря на финансовый кризис, российский рынок приправ по-прежнему демонстрирует ежегодный прирост – как в стоимостном, так и в натуральном выражении. В 2009 году темпы роста этого рынка чуть замедлились. В данной статье понятия «специи» и «пряности» используются для определения сухих приправ преимущественно растительного происхождения – в гранулах или в виде порошка. Обе этих категории и составляют сегмент приправ.
Категория приправ, исследуемая MEMRB Retail Tracking Services, делится на три основных сегмента. Первый сегмент – Universal Seasoning Mix – включает универсальные специи: сухие, не имеющие специального назначения, используемые для приготовления различных рыбных, мясных и овощных блюд. Ко второму сегменту – Monotaste Seasoning Mix – относятся сухие приправы, в состав которых входит только один ингредиент, например укроп, петрушка, базилик, перец и другие. К третьему исследуемому направлению относятся сухие пряности специального назначения – Typified Seasoning Mix. Их производят для улучшения вкуса определенных и известных в кулинарии блюд – борща, ухи, плова, шашлыка и других.


ДИНАМИКА РЫНКА В 2006-2009 ГОДАХ*
Компания MEMRB Retail Tracking Services проводит исследования российского рынка приправ уже около 10 лет, сравнивая и анализируя показатели динамики развития категории. Аналитические данные за 2009 год в очередной раз свидетельствуют о росте отрасли. Так, в денежном исчислении объем этого рынка по сравнению с 2008 годом вырос на 21,8% на уровне национальной панели MEMRB**. В натуральном выражении этот показатель увеличился на 3,7%.
О стабильном развитии отрасли можно также говорить, сравнивая результаты исследования за 2006-й и 2008 годы. Прирост рынка в стоимостном и натуральном выражении за указанный период составил соответственно 34,9 и 9,1%. При этом скачкообразного эффекта в развитии не наблюдалось. Если сравнивать, например, данные прошлого года с сопоставимыми периодами 2007-го, то заметен приблизительно одинаковый ежегодный темп прироста отрасли: в денежном и количественном выражении он составил соответственно 19,7 и 6,5%.
Из приведенных выше данных следует, что в 2009 году прослеживается замедление темпов роста рынка по сравнению с предыдущими периодами. Одной из возможных причин такой тенденции является мировой финансово-экономический кризис, поскольку о пресыщении отрасли в России говорить пока рано.
За последнее время основные сегменты российского рынка приправ также претерпели некоторые изменения. Например, в 2008-2009 годах произошло перераспределение долей между универсальными и однокомпонентными специями. Потребители стали уделять больше внимания первому сегменту, который в 2009 году продемонстрировал прирост 7,4% в натуральном выражении. Пакетики с укропом, петрушкой и другими однокомпонентными приправами, напротив, стали приобретаться реже – снижение на 13,1%. Продажи пряностей специального назначения в исследуемый период показали положительную динамику, прибавив 2% в натуральном выражении. В стоимостном же исчислении с 2008-го по 2009 год ни по одному из сегментов показатели не снизились. Так, универсальные приправы и пряности специального назначения набрали соответственно 27,7 и 20,3%, а оборот приправ, содержащих один ингредиент, вырос на 1,3%.
Однако в последние месяцы исследуемых периодов 2009 года наметилось сокращение объемов рынка приправ. За период июль-август по сравнению с периодом май-июнь все три сегмента потеряли свои позиции в натуральном выражении. Так, продажи однокомпонентных пряностей и универсальных приправ сократились соответственно на 14,5 и 11%, а популярность приправ специального назначения снизилась на 5,1%. В денежном исчислении потери составили соответственно 10,4, 11,1 и 3,2%.
Данные исследований MEMRB Retail Tracking Services позволяют нарисовать общую картину рынка специй, выделив лидирующие направления. Примечательно, что более половины всей отрасли, а именно 60,4% в натуральном выражении, занимает сегмент универсальных приправ (рис. 1).

ris.1

По сравнению с 2008 годом этот сегмент, в отличие от остальных двух направлений, слегка укрепил свои позиции, набрав 2,1%.
Незначительные потери в натуральном выражении в текущем году наблюдались в сегменте однокомпонентных специй: 8,1% рынка против 9,6% в 2008-м. Около 0,5% проиграли прошлому году и приправы специального назначения, заняв 31,6% отрасли.
В денежном выражении в период с января по август 2009 года универсальные приправы закрепили за собой 50,4% рынка, продемонстрировав прирост в 2,3% по сравнению с предыдущим годом. Специи, предназначенные для приготовления определенных блюд, потеряли 0,5%, расположившись на втором месте с долей 40,5% в стоимостном выражении, а однокомпонентные приправы потеряли 1,8% рынка, заняв 9,1% в 2009-м против 10,9% в 2008 году.
Перераспределение долей между сегментами отрасли является несущественным. Однако устойчивая позиция универсальных приправ, скорее всего, в дальнейшем сохранится. Об этом свидетельствует как лидирующее положение на рынке, так и продолжающийся, пусть и небольшой, рост направления.


ИГРОКИ РЫНКА
В начале 2000-х годов российский рынок приправ набрал немалые обороты. Тогда к основным причинам столь бурного развития отрасли специалисты относили почти 100-процентный уровень рентабельности. За последние несколько лет спрос на специи и пряности значительно вырос. Об этом свидетельствуют как постоянно увеличивающийся ассортимент приправ в розничных сетях, так и данные исследований MEMRB Retail Tracking Services. Для сравнения: в Советском Союзе на прилавках можно было найти не более десяти наименований этой продукции. При этом наибольшей популярностью пользовались простой черный перец и лавровый лист. Такое отношение к специям было обусловлено неразвитой культурой их потребления в нашей стране, в отличие, например, от азиатских стран. Специалисты отмечают, что в последнее время интерес к специям в России начал расти: процессы глобализации и частичного смешения мировых культур способствуют развитию и кулинарной составляющей. Многие поставщики и производители поддерживают эту тенденцию: улучшают упаковку, предлагают новые виды пряностей стараются объяснить, как и для чего они могут быть использованы.
В настоящее время большую часть рынка приправ в России занимают зарубежные бренды. Заметим, что в течение последних двух лет пятерку лидеров рынка составляют одни и те же игроки. Примечательно, что на протяжении этого периода им удалось удержать свои позиции, несмотря на небольшое «перетекание» долей. Так, первое место в рейтинге занимает марка Maggi (Nestle SA, Швейцария). За последний исследуемый период этой марке удалось закрепить за собой дополнительные 5% рынка в натуральном выражении. В линейке продуктов компании под этим брендом выпускаются такие приправы, как «10 овощей», «Букет приправ», «Весенняя зелень», «Заправка для горохового супа», «Суперприправа для борща» и другие.
Второе место в рейтинге, несмотря на потерю 2% рынка, удерживает холдинг Unilever с приправами Knorr. Здесь представлены такие продукты, как «Ароматная приправа», «Крошка лук», «Крошка Паприка», «Кроша чеснок» и другие.
Третью позицию занимает хорватская пищевая компания Podravka d.d., известная в России благодаря приправам Vegeta. Ее доля в рейтинге ведущих производителей в течение последних двух лет остается неизменной, как, впрочем, и доля следующего игрока – польской компании Cykoria S.A. Под брендом компании широко представлены как однокомпонентные специи, так и универсальные приправы: «Для жарки мяса», «Для дичи и домашней птицы», «Для супа», «Для рыбы», «Для курицы», «Для плова» и другие.
Пятерку производителей-лидеров замыкает испанская Gallina Blanca S.A. с одноименной маркой. В текущем году этому производителю удалось увеличить свою долю на рынке специй еще на 3%, хотя отставание от первых трех игроков по-прежнему существенное. В продуктовой линейке компании – приправы «15 овощей», «15 трав и специй», «Летний лучок», «Летний чесночок», «Летняя зелень».
Кроме того, незначительно – на 1% – увеличилось присутствие на рынке игроков сегмента private label. Однако столь несущественное изменение не позволяет говорить об устойчивой тенденции роста данного направления в будущем.
В целом, согласно данным MEMRB Retail Tracking Services, сумма долей ведущей пятерки производителей в первые восемь месяцев 2008 года составляла 77%, а за исследуемый период текущего года этот показатель вырос до 80% (рис. 3).
К самому заметному изменению в рейтинге основных игроков, пожалуй, стоит отнести образовавшийся разрыв в 5% между первым и вторым местами, а также увеличение долей бренда Gallina Blanca и направления private label. В целом же довольно устойчивые позиции практически всех представленных компаний говорят об их серьезном намерении продолжать борьбу за рынок.

* В анализе использовались данные фактического года, то есть первые восемь месяцев – с января по август.

** В национальную панель MEMRB входят все российские города и поселки городского типа, что соответствует 104 млн населения страны.

Ольга Никитина,
ведущий менеджер по работе с ключевыми клиентами MEMRB Retail Tracking Services-Russia LTD



FOODMARKET