03.12.2009

Российское кино убыточно на 60%

 Компании RFilms и "Нева Research" при участии Министерства культуры провели исследование, согласно которому в 2009 году на производство кинофильмов в России было потрачено 9 миллиардов рублей - вдвое больше, чем в 2006 году. Об этом пишут "Ведомости".

Рост расходов объясняется двукратным увеличением бюджетов фильмов - до 110 миллионов рублей в этом году. А кассовые сборы росли медленнее, так что средний разрыв между сборами российского фильма и его производственным бюджетом тоже вырос по сравнению с 2006 годом - с 20 до 45 миллионов рублей. У

Учитывались данные по производственным бюджетам, объявленные самими продюсерами, объяснил "Ведомостям" гендиректор RFilms Константин Нафиков, при этом не брались в расчет расходы на рекламу и продвижение фильма. Во-первых, по его словам, эти расходы несут не только сами продюсеры, но и прокатчики, а порой и телеканалы, во-вторых, продюсеры крайне неохотно раскрывают бюджет на продвижение, уточнил он. Из сборов нужно вычесть долю кинотеатров (50%), долю прокатчика (до 10%) и производственные бюджеты. Таким образом, чистый совокупный убыток продюсеров от проката фильмов (до вычета расходов на продвижение и на уплату налогов) составил за последние за последние 3,5 года не менее 15 миллиардов рублей, подсчитали в RFilms. То есть 60% инвестиций в российские фильмы не окупилось за счет проката.

Правда, киноиндустрию поддерживают безвозвратные инвестиции от государства (за последние четыре года, по данным Министерства культуры и RFilms - около 5 миллиардов рублей) и меценатов. Например, президент группы "Онэксим" Михаил Прохоров, по данным "Ведомостей", только на мюзикл "Стиляги" выделил около 3 миллионов долларов. Владелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев, который инвестировал в фильмы "Юрьев день" и "Бумажный солдат" около 1 миллиона долларов, считает это своим вкладом в культуру и деньги дает на авторское кино, пишут "Ведомости". Компания "Ренова" вложила деньги в три фильма ("Код апокалипсиса", "1612" и "Поп"), расходы на них не раскрываются, но два продюсера оценили их в 10 миллионов долларов. "Приобретенный опыт работы в кинопроизводстве для нас очень ценен, - заявил "Ведомостям" представитель "Реновы" Андрей Шторх. - Если бы не кризис, мы бы занимались более масштабными инвестициями в кино, так как считаем это направление перспективным".

Президент концерна "Тракторные заводы" Михаил Болотов и его первый заместитель Альберт Батов тоже ожидают, что их личные инвестиции в кинопроизводство со временем станут бизнесом. Они создали кинокомпанию "ВВП-альянс", которая участвовала в производстве шести фильмов ("День Д", "9 рота" и др.) и потратила на это, по словам Батова, около 15 миллионов долларов. "Вернули мы в итоге не больше половины средств, - говорит он "Ведомостям". - Но у нас нет задачи сразу отбить инвестиции, для нас принципиально важно по-настоящему в этом разобраться".