26.11.2009

Конец «Патэрсона»

X5 Retail Group планирует ребрендинг после покупки

Магазин Патэрсон
Фото с сайта rfabrica.ru

X5 Retail Group N.V., крупнейшая в России розничная компания по объемам продаж, объявляет о подписании соглашения о приобретении 100% бизнеса и активов сети универсамов "Патэрсон"  у холдинговой компании CorpInvest Inc.  Сеть «Патэрсон» переживет ребрендинг и превратится в «Пятерочку» и «Перекресток».

С целью заключения сделки, X5 Retail Group получила все необходимые одобрения и согласования, включая одобрение Федеральной Антимонопольной Службы, не обремененное дополнительными требованиями, а также одобрение Наблюдательного Совета X5 Retail Group.  По условиям соглашения, стоимость акционерного капитала составляет 189.5 млн. долл. США.  Чистый долг на дату подписания составил около

85 млн. долл. США.  Структура сделки предполагает 100% оплату стоимости акционерного капитала денежными средствами.  Компания планирует закрыть сделку до середины декабря 2009 года, профинансировав ее из собственных средств.

"Эта сделка имеет стратегическое значение для нашего формата "супермаркет": покупая качественный актив, мы серьезно укрепляем позиции "Перекрестка" в принципиально важных для нас регионах, - прокомментировал главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. - В результате ребрендинга и внедрения ассортиментной и ценовой политики X5, мы планируем не только сохранить существующую клиентскую базу "Патэрсона", но и привлечь новых покупателей, повысив продажи приобретаемых магазинов. Мы также ожидаем увидеть значительный позитивный эффект от интеграции бизнеса "Патэрсона" c X5 за счет централизации ключевых функций, включая закупку, логистику, IT и управление персоналом, а также благодаря программам по повышению эффективности, реализуемым в X5.  В целом, считаю, что приобретение "Патэрсона" несет несомненные преимущества для Компании и создает дополнительную стоимость для наших акционеров". 

Стратегическое обоснование сделки

Покупка сети супермаркетов "Патэрсон" отвечает стратегическим целям X5; приобретаемая сеть оптимально вписывается в операционную модель Компании, а объединение бизнесов приведет к значительным синергетическим эффектам. 

Стратегическая цель

•          Укрепление конкурентных позиций Х5 в формате супермаркет.  Приобретение "Патэрсона" позволит упрочить позиции X5 как игрока номер один в формате "супермаркет", добавив к существующим "Перекресткам" качественные магазины с хорошим местоположением в стратегически важных для X5 регионах, включая Москву и Санкт-Петербург.  В результате сделки, общее количество супермаркетов под управлением X5 увеличится приблизительно на 25%.

Соответствие операционным стандартам

•          Быстрая и беспрепятственная интеграция.  Большинство магазинов "Патэрсон" отвечает требованиям X5, как с точки зрения форматов, так и в отношении географического расположения, и Компания ожидает, что процесс интеграции потребует минимальных усилий и времени.  Предварительно, X5 планирует интегрировать 52 магазина "Патэрсон" в формат "супермаркет", ребрендировав их в "Перекресток", а остальные 30 магазинов небольшого размера - в формат "дискаунтер" под брендом "Пятерочка".  Несколько магазинов в настоящий момент анализируются на несоответствие географическим и финансовым критериям X5.  Несмотря на то, что X5 будет закрывать магазины "Патэрсон" на ребрендинг и замену программного обеспечения, завершить процесс интеграции планируется уже в первой половине 2010 г

•          Преимущества, связанные с масштабом бизнеса, развитой логистической инфраструктурой и программами по повышению эффективности X5.  В результате интеграции, практически все магазины "Патэрсона" получат доступ к логистической инфраструктуре X5, что позволит повысить средний уровень централизации поставок приобретаемых магазинов с 0% до свыше 50%.  Интеграция логистики, в комбинации с централизацией других ключевых функций, включая закупку, IT и управление персоналом, приведут к значительному улучшению финансовых показателей сети супермаркетов "Патэрсон" после интеграции.

Положительный финансовый эффект

•          Увеличение продаж с квадратного метра, рентабельности и денежного потока. 

X5 видит значительный потенциал увеличения продаж с квадратного метра магазинов "Патэрсон" с текущего среднего значения около 185 тыс. рублей в год (с НДС).  X5 также планирует добиться повышения операционной рентабельности "Патэрсона" за счет интеграции и реализации программ по повышению эффективности.  Несмотря на то, что Х5 планирует инвестировать валовую прибыль в цены и лояльность покупателей при ребрендинге магазинов "Патэрсон", Компания ожидает увидеть позитивный эффект на показатель EBITDA объединенной Компании уже во второй половине 2010 года. В итоге, X5 ожидает, что приобретение "Патэрсона" положительно скажется на способности Компании генерировать денежные средства, во-первых, за счет увеличения доли формата "супермаркет" в общем бизнесе Компании, а во-вторых, в результате интеграции и централизации основных функций.  X5 ожидает увидеть первый положительный эффект сразу после интеграции, а начиная с 2011 года позитивное влияние на операционный денежный поток оценивается на уровне около 50 млн. долл. США ежегодно.

Краткая информация о сети супермаркетов "Патэрсон"

"Патэрсон" – сеть из 82 супермаркетов, расположенных в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Казани, а также в ряде городов Европейской части России и на Урале.  Чистая торговая площадь магазинов "Патэрсон" составляет около 65 тыс. кв.м., общая площадь - около 145 тыс. кв.м., 20% из которых находятся в собственности.  Средний срок аренды по существующим договорам составляет около 5 лет.  Кроме 82 упомянутых магазинов, "Патэрсон" подписал предварительные договоры аренды по 4 дополнительным магазинам, а также владеет долгосрочным правом аренды земельного участка.  18 магазинов "Патэрсон" работают в Сибири по договорам франчайзинга ("Патэрсон" не консолидирует доходы франчайзинговых магазинов).  У "Патэрсона" нет собственной логистической инфраструктуры.  В компании работает около 3 800 сотрудников, из которых 90% составляет персонал магазинов и 10% - офисные сотрудники.

Чистая выручка сети "Патэрсон" за 12 месяцев, предшествующих 30 сентября 2009 года, составила 10 968 млн. рублей, показатель ЕBITDA за этот период достиг 815 млн. рублей при марже EBITDA на уровне 7.4%*.  На момент подписания соглашения, чистый долг "Патэрсона" составлял около 2,5 млрд. рублей (около 85 млн. долл. США).